Программа
поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства
в Чеченской Республике на 2002 - 2003 гг.
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 27 марта 2002 г. N 7)

Наименование программы

Программа поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства в Чеченской Республике на 2002-2003 гг.

Заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Основные разработчики Программы

Комитет Правительства ЧР по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) ЧР

Исполнители мероприятий Программы

Комитет Правительства ЧР по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) ЧР

Министерство финансов ЧР

Министерство экономического развития и торговли

Управление РФ по налогам и сборам по ЧР

Администрации городов и районов ЧР

Министерство труда и социального развития населения

Теруправление Минимущества РФ по ЧР

Департамент государственной службы занятости РФ по ЧР

Управление внутренних дел РФ по ЧР

Теруправление МАП РФ по ЧР

Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЧР

Министерство культуры ЧР

Министерство по физической культуре, спорту и туризму ЧР

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Министерство промышленности, науки, технологий и информатизации

Комитет Правительства ЧР по делам молодежи

Управление министерства юстиции РФ по ЧР

Министерство образования ЧР

Комитет Правительства ЧР по бытовому обслуживанию населения

Министерство транспорта ЧР

Транспортная инспекция

Лицензионная палата

Управление внешних связей и инвестиций ЧР

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого бизнеса - источника создания новых рабочих мест, развитие территорий и секторов экономики. Оптимизация системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы

Поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики.

Развитие прогрессивных финансовых технологий. Оптимизация деятельности существующей инфраструктуры государственной поддержки на территории республики, создание современной инфраструктуры.

Основные направления Программы

1. Нормативно-правовое обеспечение малого бизнеса и предпринимательства.

2. Информационное обеспечение развития малого бизнеса и предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса и предпринимательства.

4. Развития прогрессивных финансовых технологий - создание новых схем работ с банками и инвестиционными фондами; развитие лизинга; создание системы гарантии для МП (малое предпринимательство); формирование механизмов и структур взаимного финансирования МП; обеспечения участия МП в госзаказе.

5. Реализация приоритетных направлений развития МП: развитие МП в сфере бытовых услуг; развитие МП в сфере туризма Чеченской Республики; развитие МП в инновационной сфере и высоких технологиях; развитие малого промышленного производства и производства импортозаменяющих товаров народного потребления; развитие предпринимательской деятельности среди молодежи Чеченской Республики.

6. Взаимодействие со СМИ и пропаганда предпринимательской деятельности.

7. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей. 8. Научно-методическое и кадровое обеспечение МП.

Сроки реализации Программы

2002-2003 гг.

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования в 2002-2003 гг.

682575 тыс. руб.,(2002 г. - 338885 тыс. руб., 2003 г. - 343690 тыс. руб.) в том числе:

157950 тыс. руб. из республиканского бюджета(2002 г. - 70950 тыс. руб., 2003 г. - 87000 тыс. руб.)

500000 тыс. руб. внебюджетные средства(2002 г., - 2573 10 тыс. руб., 2003 г. - 242690 тыс. руб.)

11400 тыс. руб. из федерального бюджета (2002 г. - 5400 тыс. руб., 2003 г. - 6000 тыс. руб.)

13225 тыс. руб. средства предпринимателей.

Ожидаемые конечные результаты

Создание дополнительно до 30 тыс. рабочих мест.

Насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами местных и отечественных производителей.

Рост производства продукции на 15% в год.

Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы МП до 20%.

Формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.

Развитие комплексной стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства.

Механизм реализации

Управление и финансирование Программы: комитет Правительства ЧР по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства.

Системный подход: комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координация всех структур, заинтересованных в развитии малого бизнеса и предпринимательства.

Система контроля

Правительство Чеченской Республики

1. Введение

Малый бизнес и предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.

Факторы, определяющие особую роль МП в условиях современного российского общества:

энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;

развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в республике;

массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

2. Состояние проблем

На 01.01.2002 г. в Чеченской Республике в связи с известными событиями, сотрясающими республику на протяжении более десяти лет, малый бизнес и предпринимательство находятся в стадии становления. На тысячу граждан Республики приходится около одного субъекта малого бизнеса. Для примера: в Кабардино-Балкарии - 3, в Дагестане - 1, в Москве и Санкт-Петербурге - более 20. Учитывая индивидуальных предпринимателей (предпринимателей без образования юридического лица на конец декабря 2001 года, зарегистрировано более 6000 чел.), общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 70 тыс. чел. В общей численности экономически активного населения это составляет около 16%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

В то же время по различным оценкам 2/3 малых предприятий - "мертвые", и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными, в юридическом смысле. Это связано, с одной стороны, с нестабильностью в обществе и отсутствием кредитных ресурсов, а с другой - тем, что ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. Кроме того, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости. В условиях социально-политической нестабильности, характеризующих нашу республику в последнее десятилетие, обеспечение населения рабочими местами и развитие социально-культурной сферы радикально изменит обстановку на всей территории республики, приведет к скорейшей стабилизации ситуации.

Развитие малого и среднего предпринимательства в различных районах республики происходит весьма неравномерно как в районном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих малых предприятий сосредоточено в 5 районах республики. Подавляющее большинство малых предприятий в Чеченской Республике занимаются торговлей и общественным питанием и за последние два года показывают относительно стабильный рост. В 2001 году 10% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору. Вдвое больше малых предприятий (20%) относятся к сектору сельскохозяйственного производства, 7% предприятий занимались деревообработкой, 6% - производством стройматериалов. Практически, полностью отсутствуют малые предприятия в области науки и высокопрофессиональных научных услуг. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции, чрезвычайно мала.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт республики не превышает 35-40%, и это не смотря на то, что в ходе боевых действий почти полностью перестали работать заводы и фабрики государственного сектора экономики. Инвестиционная активность малых предприятий в силу известных причин, также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 2%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Отличительной особенностью малого предпринимательства Чеченской Республики продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам она составляет от 50 до 70% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

По прогнозам Комитета Правительства Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства без крупных капиталовложений в сектор МП на 2002 год не ожидается резких изменений в количественных и качественных показателях развития малого предпринимательства.

Структура МП республики, сложившаяся на конец 2001 г.:

47% - торговля и общественное питание;

20% - сельское хозяйство;

10% - строительство;

7% - деревообработка;

6% - производство стройматериалов;

3% - бытовые услуги;

7% - другие виды деятельности.

В республике создана инфраструктура поддержки предпринимательства:

"Республиканский бизнес-центр", Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) ЧР, Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств "Аккор", Ассоциация малых строительных предприятий "Асстрой", АОЗТ Чеченская Универсальная Биржа "Возрождение".

В 2001 году наиболее заметных успехов добились крестьянско-фермерские хозяйства республики, которые произвели:

зерно - 40000 тонн;

подсолнечник - 1000 тонн;

овощи - 7000 тонн;

бахчевые - 10000 тонн;

картофель - 3000 тонн;

мясо - 3000 тонн;

молоко - 3000 тонн;

мед - 150 ц.

Среди районов республики, хорошо организовавших работу субъектов малого бизнеса, можно выделить Наурский, Шелковской, Сунженский, Ножай-Юртовский, Курчалоевский.

Среди скопившихся к настоящему времени проблем, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса, можно выделить следующие:

сложная политическая и экономическая обстановка в республике;

недостаточная законодательная база, ее нестабильность, последовательность в ее применении;

инфляционные скачки в стране, отсутствие в республике банков и других финансовых институтов;

несовершенство механизма государственной поддержки малого предпринимательства, непоследовательность в реализации мер по поддержке МП;

непредставление госзаказа на проведение строительно-восстановительных работ предприятиям малой стройиндустрии Чеченской Республики;

разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.).

Решение этих проблем, нейтрализация (смягчение) действия отрицательных факторов - важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.

3. Цели и задачи Программы

Основным направлением Программы являются вопросы реализации трех основных задач:

- обеспечение благоприятных и стабильных условий для его функционирования;

- оказание поддержки тем, кто начинает предпринимательскую деятельность и развивает собственное дело;

- обеспечение защиты прав и безопасности личности, имущества и собственности.

Решение вышеназванных проблем определяет цели и задачи Программы поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Чеченской Республике на 2002-2003 гг.

Цель Программы - оптимизация системы государственной поддержки и развития предпринимательства и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве источника создания новых рабочих мест, стабилизации в обществе и экономике.

Основными задачами Программы являются:

поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики;

оптимизация нормативно-правовой базы развития предпринимательства, в том числе налогового законодательства, стимулирующего развитие МП;

развитие прогрессивных финансовых технологий;

оптимизация деятельности существующей инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства на территории Чеченской Республики, создание территориальных инфраструктурных комплексов (информационно консалтинговые центры, технопарки, бизнес-центры), содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.

4. Мероприятия Программы.


Основные направления, мероприятия и содержание работ

Исполнители

Финансовые затраты

(тыс. руб.)

Источники финансирования (тыс. руб.)

Ответст-венный

Соисполнитель

Всего

По годам

Бюджет

Внебюджетные средства

2002

2003

районный

республиканский

федеральный

Внебюджетные фонды

Собствен, средства предпринимателей

682575

338885

343690

157950

11400

500000

13225

1. Нормативно-правовое обеспечение поддержки малого бизнеса и предпринимательства

КППРП

500

250

250

500

1.1. Разработка проектов республиканских законов:

"Закон о государственной поддержке малого бизнеса в ЧР"

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

СПП(р) ЧР

ТУМИО

УМЮ РФ по ЧР

1.2. Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в сфере регулирования предпринимательской деятельности и разработка рекомендаций по их совершенствованию

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

СПП(р) ЧР,

ТУМИО

УМЮ РФ по ЧР

1.3. Методическое обеспечение и координация работ по формированию и реализации районных программ поддержки малого бизнеса и предпринимательства

КППРП

МЭРиТ,

ФПМП,

ТУ МАП,

СПП(р) ЧР.

1.4. Содействие преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, в т.ч. организация работы Общественного Совета при Правительстве ЧР по преодолению административных барьеров.

КППРП

Общ.Совет,

МЭРиТ,

ТУ МАП,

СПП(р) ЧР

2. Информационное обеспечение развития предпринимательства

КППРП

МФ МЭРиТ, Статуправл. МПТК

500

250

250

400

100

2.1. Формирование информационно-справочных массивов и мониторинг уровня развития малого предпринимательства в территориальном и отраслевом разрезе по базовому кругу показателей.

КППР

Статупрвл., Налоговая инспекция, Администрации городов и районов.

МЭРиТ

2.2. Совершенствование системы статистического наблюдения сферы малого предпринимательства.

КППРП

Статуправл., Налоговая инспекция

2.3 Проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

КППРП

МЭРиТ, ТУ МАП, СПП(р) ЧР

2.4. Формирование и поддержка информационно-справочных массивов и локальных баз данных в разрезе сложившихся производственных комплексов и сфер деятельности субъектов предпринимательства:

КППРП

Статуправл., Администр. городов и районов, Структурные подразделения ЧР

- производственная деятельность учреждений исправительной системы УВД; наукоемкое предпринимательство; инвестиционные ресурсы; государственные, республиканские и муниципальные заказы и закупки ремесленное производство

2.5. Проведение информационных семинаров с представителями органов и организаций по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства, общественных организаций предпринимателей, средств массовой информации по актуальным вопросам поддержки и развития предпринимательства.

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ФПМП,

ТУ МИО, СПП(р) ЧР, Администр. городов и районов,

МПТК

2.6. Организация выпуска специализированных бюллетеней, страниц, приложений, периодических изданий по направлениям поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ФПМП,

ТУ МИО, СПП(р) ЧР,

МПТК

2.7. Формирование и представление в системе ИНТЕРНЕТ специализированной базы данных системы поддержки предпринимательства в Чеченской Республике

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ФПМП,

ТУ МИО, СПП(р) ЧР,

2.8. Развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства на основе объединения федеральных и региональных информационных ресурсов и локальных сетей.

К-ФП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ТУ МИО, СПП(р) ЧР,

МПТК

2.9 Издание презентационного каталога изделий мастеров и ремесленников Чеченской Республики

КППРП

МПТК, МК, ФПМП, МФСК, Администр. городов и районов

2.10 Унификация программного обеспечения информационных ресурсов, используемых в системе информационного обеспечения развития предпринимательства.

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ТУ МИО,

СПП(р) ЧР,

МПТК

3. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

КППРП

ТУ МАП

РБЦ

11400

5400

6000

11400

3.1. Содействие деятельности республиканского бизнес--центра и формированию двух бизнес-ценров в городах и районах республики.

КППРП

СПП(р) ЧР,

ТУ МАП,

ФПМП.

3.2. Создание бизнес-центров поддержки предпринимательства в городах и районах республики

КППРП

ТУ МАП,

ФПМП,

ТУ МИО

РБЦ

Администр. районов.

11400

5400

6000

11400

4. Инвестиционная и кредитно-финансовая поддержка предпринимательства.

КППРП

МФ,

Упр. внеш. связей и инвестиций

658320

326800

331520

147320

500000

11000

4.1. Организация кредитно-финансовой поддержки предпринимательских проектов в приоритетных направлениях деятельности

КППРП

МФ,

ФПМП.

4.2. Финансовая поддержка работодателей, создающих дополнительные рабочие места, за счет средств департамента занятости населения РФ по ЧР

ДЗ РФ по ЧР

КППРП

7000

4.3. Развитие придорожного сервиса

Д. фонд ЧР

КППРП

10000

4.4. Внедрение системы гарантийных механизмов и страхования гарантийного резерва для получения малыми предпринимательскими структурами кредитов в коммерческих банках.

КГТП

МФ,

ФПМП, Коммерческ. банки.

4.5. Организация лизинга автомобилей, тракторов, с/х машин и оборудования для субъектов МП как альтернативной системы кредитования агропромышленного комплекса

КППРП

РБЦ,

ФПМП,

Мин. Транс.

МСХ иП

500000

250000

250000

500000

4.6. Организация лизинга зданий, сооружений, оборудования и других видов основных средств, поступающих в республиканскую собственность в порядке возмещения задолженности предприятий в республиканский бюджет.

КППРП

ФПМП, Налоговая инспекция, МЭРиТ,

ТУ МИО, Администр. городов и районов.

4.7. Организация кредитно-финансовой поддержки начинающих субъектов МП.

КППРП

МФ.

ФПМП,

банки

4.8. Выделение субсидий безработным гражданам, открывающим собственное дело, за счет средств департамента службы занятости РФ по ЧР

ДЗ РФ по ЧР

КППРП

4.10. Организация лизинга оборудования для малых предпринимательских структур в сфере производства товаров и услуг

КППРП

ФПМП,

МФ,

РБЦ

4.11. Развитие программы вовлечения коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов, страховых компаний в финансово-кредитную поддержку малых предприятий, в т.ч. через механизм трехсторонних соглашений (МП - РБЦ - банк).

КППРП

МФ,

ФПМП, коммерческие структуры,

РБЦ

4.12. Содействие в формировании сети кредитно-финансовых и инвестиционных институтов поддержки малого бизнеса в городах и районах республики, в т.ч. обществ взаимного кредитования, обществ микро кредитования.

КППРП

МФ,

МЭРиТ,

ФПМП,

ПП(р) ЧР Администр. городов и районов.

5. Реализация приоритетных направлений развития предпринимательства.

КППРП

8 115

3925

4190

6290

1825

5.1. Развитие малого промышленного производства и производство импортозамещающих товаров народного потребления.

КППРП

МПНТИ

СПП(Р) ЧР

5.1.1. Участие в программах реструктуризации и реформирования крупных промышл. предприят.

КППРП

МЭРиТ,

МПНТИ

ТУМИО

5.1.2. Содействие созданию сети малых предпринимательских структур для обслуживания потребностей крупных промышленных предприятий (снабжение, сбыт, кооперационные поставки и т.д.)

КППРП

МПНТИ,

ТУМИО,

МТСРН

5.1.3. Содействие в привлечении субъектов малого предпринимат. к участию на конкурсной основе в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

КППРП

МЭРиТ,

МПНТИ

5.2. Развитие малого предпринимательства в сфере инновации и высоких технологий.

КППРП

МФ,

МТСРН,

МПНТИ

5.2.1. Содействие в развитии деятельности в сфере наукоемких технологий.

КППРП

Мин. Образования ЧР,

Академ, наук ЧР

5.2.2. Участие в подготовке инновационных и научно-технических проектов для участия в конкурсе на финансирование из средств республиканского бюджета.

КППРП

МФ,

ФПМП, Мин.Образования ЧР,

Академ, наук ЧР

5.2.3. Создании Республиканского регионального технологического инновационного центра (технопарка).

КППРП

МФ,

ФПМП,

РБЦ,

СПП(р) ЧР

5.3. Развитие предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Содействие в обеспечении нормативно-технической документации предприятиям БОН. Развитие инфраструктуры сферы БОН, в т.ч. учебно-методического

1C, РП

Комитет БОН ФПМП, Объединения предпрнним. # Администр. городов и районов

5.4. Развитие малого бизнеса и предпринимательства в сфере туристического бизнеса Чеченской Республики

КППРП

МФ,

МФСТ,

МТСРН

5.4.1. Содействие в выделении на конкурсной основе земли предпринимателям в долгосрочную аренду в центрах туризма

КППРП

ТУМИО

Гос.зем. Администр. городов и районов

5.4.2. Содействие в предоставлении льгот по налогам и арендной плате предпринимателям, работающим в сфере въездного туризма.

КППРП

Администр. городов и районов

5.4.3. Содействие в подготовке и проведении конференций, учебно-методических семинаров по развитию предпринимательства в сфере туризма.

КППРП

МФСТ,

Администр. городов и районов

5.5. Содействие в развитии молодежного предпринимательства в Чеченской Республике

КППРП

МФ,

МЭРиТ,

КДМ

5.6. Привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в выставочно-ярмарочной деятельности

КППРП

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ТУ МИО,

ФПМП,

СПЩЧР,

Администр. городов и районов

5.7. Обеспечение реализации мероприятий по развитию предпринимательства в районах республики

КППРП

МФ

МЭРиТ,

ТУ МАП,

ТУМИО,

МТСРН,

ФПМП,

администр. городов и районов.

6. Взаимодействие со СМИ и пропаганда предпринимательской деятельности

КППРП

МПТК,

МФ,

ФПМП.

530

265

265

430

100

6.1. Организация и проведение круглых столов, пресс-конференций, брифингов, съездов, выездных коллегий и конференций.

КППРП

МПТК,

МЭРиТ

ФПМП,

СПП(р)Ф,

Администр. городов и районов

6.2. Организация планомерной работы, направленной на освещение положительной роли предпринимателей в развитии районов, в т.ч. выпуск специальных программ, рубрик, подготовка тематических статей, интервью и т.д. в СМИ.

КППРП

МПТК,

ТУ МАП,

МЭРиТ,

ФПМП, Администр. городов и районов, ВУЗыЧР, СПП(р)4Р

РБЦ

6.3. Издание информационно-рекламных материалов о предпринимательстве в т.ч. планшеты, буклеты, информационно-рекламные проспекты и т.п.

КППРП

МПТК,

МФ,

ФПМП,

СПП(р)4Р

7. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.

КППРП

МФ,

РБЦ,

СПП(р) ЧР

500

240

260

400

100

7.1 Оказание Методической и консультационной помощи предпринимателям, общественным объединениям предпринимателей.

КППРП

УМЮ РФ по ЧР,

РБЦ

МНС

7.2. Содействие укреплению и развитию скорой юридической помощи; создание издательского центра; - возрождение традиционных ремесел

КППРП

УМЮ РФ по ЧР, ФПМП,

МПТК,

СПП(р) ЧР

МК

7.3. Содействие созданию и деятельности кредитных союзов, обществ взаимного кредитования при общественных организациях предпринимателей.

КППРП

СПП(р) ЧР, ФПМП, Обществ, объединения и Ассоциации предпринимателей

8. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития малого предпринимательства

КППРП

МФ, РБЦ, МО, ВУЗы ЧР

2710

1755

955

2610

100

8.1 Создание системы подготовки кадров

КППРП

ФПМП, РБЦ ВУЗы ЧР

8.2 Организация подготовки и переподготовки руководителей и персонала региональных структур, органов местного самоуправления, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства

КППРП

СПП(р) ЧР, ФПМП, РБЦ, МО, ВУЗы ЧР, Академия наук ЧР

8.3. Содействие в профессиональной подготовке предпринимателей (обучении молодежи, женщин, военнослужащих, безработных граждан основам предпринимательской деятельности).

КППРП

Администр. городов и районов,

МО, ФПМП,

ВУЗы ЧР,

СПП(р) ЧР,

МТСРН,

РБЦ


5. Механизм реализации и управление Программой

Орган программно-целевого управления и финансирования - Комитет Правительства Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства.

Контроль за расходованием государственных средств осуществляется Правительством Чеченской Республики.

6. Координация программных мероприятий

В настоящей Программе выделено восемь разделов основных мероприятий:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Информационное обеспечение развития предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

4. Инвестиционная и кредитно-финансовая поддержка;

5. Реализация приоритетных направлений деятельности;

6. Взаимодействие со СМИ и пропаганда предпринимательской деятельности;

7. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей;

8. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития предпринимательства.

Данная структура Программы обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, без финансирования которых не обойтись.

7. Ресурсное обеспечение Программы

Основой ресурсного обеспечения Программы должно стать выделение по стабильным нормативам средств республиканского бюджета и привлечение внебюджетных средств. При этом средства из государственного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для республики и районов направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов на паритетной с предпринимателями основе.

Финансовое обеспечение Программы:

выделение ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в республике до 1% от доходной части бюджета;

выделение ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в республике до 1% от доходной части бюджета;

привлечение на паритетной основе средств федерального бюджета для финансирования приоритетных мероприятий Программы и социально-значимых предпринимательских проектов;

активное привлечение средств внебюджетных фондов, в том числе средств Фонда занятости, средств МСХ и П ЧР, дорожного и иных фондов с целью развития лизинга в сфере услуг, промышленности и сельском хозяйстве;

активное привлечение средств коммерческих банков, инвестиционных фондов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.

Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы на 2002-2003 гг. составляет:

682575 тыс. руб., (2002 г. - 338885 тыс. руб., 2003 г. - 343690 тыс. руб.) в том числе:

157950 тыс. руб. из республиканского бюджета (2002 г. - 70950 тыс. руб., 2003 г. - 87000 тыс. руб.);

500000 тыс. руб. внебюджетные средства (2002 г. - 257310 тыс. руб., 2003 г. - 242690 тыс. руб.);

11400 тыс. руб. из федерального бюджета (2002 г. - 5400 тыс. руб., 2003 г. - 6000 тыс. руб.);

13225 тыс. руб. средства предпринимателей.

8. Оценка эффективности осуществления Программы

Эффективность реализации Программы будет в большой мере определяться как внешними причинами - прозрачность, стабильность нормативно-правового поля и экономической ситуации в стране, так и политической ситуации в Чеченской Республике, наполнением Программы финансами из республиканского бюджета и внебюджетных источников.

При существующих тенденциях к концу программного периода можно ожидать:

активное вовлечение субъектов МП в решение задач по социально-экономическому развитию районов республики;

создание дополнительно до 30 тыс. рабочих мест; рост производства продукции (услуг) на 15% в год;

увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет от предприятий сферы МП до 20%;

трансформация сфер деятельности в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг.

Предполагаемая структура малого предпринимательства на территории Чеченской Республики к концу 2003 года:

строительство - 25%, услуги (в т.ч. бытовые) - 15%, торговля и общественное питание - 25% сельское хозяйство - 35%;

насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами отечественных производителей;

формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.

Будут созданы условия для выхода предпринимателей из теневой экономики, снижения территориальных и отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства.

Будет проделана работа по пропаганде предпринимательской деятельности и роста авторитета предпринимательства у населения, профессия предпринимателя начнет входить в число приоритетных, малый бизнес получит новый стимул к развитию.

В республике будет развиваться комплексная стабильно функционирующая государственно-общественная система поддержки предпринимательства, в которой будут представлены:

Общественный Совет при Правительстве Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства;

Комитет Правительства ЧР по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства;

фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики;

бизнес-центры в городах и районах республики;

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Чеченской Республики;

ОО "Предприниматели Чеченской Республики";

Учебные заведения, реализующие программы подготовки и переподготовки кадров рыночной экономики;

АОЗТ Чеченская Универсальная Биржа "Возрождение";

Отраслевые и территориальные общественные объединения и ассоциации предпринимателей.

Список сокращений

КППРП

Комитет Правительства Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства

ФПМП

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

СПП(р) ЧР

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Чеченской Республики

МФ

Министерство финансов Чеченской Республики

МЭРиТ

Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики

МПНТИ

Министерство промышленности, науки, технологий и информатики Чеченской Республики

МТСРН

Министерство труда и социального развития населения Чеченской Республики

Мин. транс.

Министерство транспорта Чеченской Республики

УМЮ РФ по ЧР

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике

МК

Министерство культуры Чеченской Республики

МФСТ

Министерство по физической культуре, спорта и туризма Чеченской Республики

ТУ МИО РФ по ЧР

Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Чеченской Республике

МСХиП

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики

МПТК

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Чеченской Республики

ДЗ РФ по ЧР

Департамент занятости Российской Федерации по Чеченской Республике

КДМ

Комитет по делам молодежи Чеченской Республики

РБЦ

Республиканский бизнес-центр

Д. фонд ЧР

Дорожный фонд Чеченской Республики

Лиценз. палата

Лицензионная палата Чеченской Республики

Упр. внеш. связей и инвестиций

Управление внешних связей и инвестиций Чеченской Республики

МО

Министерство образования Чеченской Республики

Положение
об Общественном Совете по предпринимательству
при Правительстве Чеченской Республики
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 27 мая 2002 г. N 7)

(утратило силу)

Состав
Общественного совета по предпринимательству
при Правительстве Чеченской Республики
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 27 мая 2002 г. N 7)

(утратил силу)

 

Приложение

к Постановлению Правительства Чеченской Республики

от 27.03.2002 г. N 7

Перечень
приоритетных видов предпринимательской деятельности для поддержки
за счет государственных средств и ресурсов

1. Производство товаров народного потребления, промышленной и сельскохозяйственной продукции.

2. Переработка сельскохозяйственной продукции.

3. Оказание бытовых услуг населению.

4. Реализация товаров народного потребления, продуктов питания, лекарств и изделий медицинского назначения, продукции народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства собственного производства.

5. Строительные и ремонтные работы. Производство стройматериалов.

6. Услуги по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

7. Оказание медицинских услуг населению (при наличии соответствующей лицензии).

8. Торговое обслуживание сельского населения.

9. Торговое обслуживание военнослужащих и членов их семей, участие в реформировании предприятий военной торговли.

10. Производство в кооперации с учреждениями исправительной системы.

11. Транспортные перевозки, связанные с заготовкой и реализацией сельхозпродукции и лекарственного сырья, пассажирские перевозки, транспортное обслуживание розничной торговли на селе.

12. Наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность, связанная с реализацией достижений науки и техники.

13. Развитие туристской индустрии в Чеченской Республике (деятельность туристических фирм, занимающихся внутренним и въездным туризмом; создание объектов туристской индустрии).

КАЛЕНДАРЬ

<< < Ноябрь -1 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Минюст России

Баннер 1 - вариант 4

Лизинговая поддержка

банер по лизингу - копия

База правовых решений

 

425х115-2

БИЗНЕС-НАВИГАТОР

220 на142

YouTube КАНАЛ

Без названия

Новое

ГОСУСЛУГИ

GU keyvisual infographic squared

 

Счетчик обращений

информер