Программа
поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства
в Чеченской Республике на 2004 г.
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 21 января 2004 г. N 5)

Паспорт программы

Наименование программы

Программа поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства в Чеченской Республике на 2004 год

Заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Основные разработчики Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Министерство экономического развития Чеченской Республики

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Исполнители мероприятий Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Чеченской Республики

Министерство финансов Чеченской Республики

Министерство по делам национальной политике, информации и внешним связям Чеченской Республики

Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики

Управление РФ по налогам и сборам по Чеченской Республике

Администрации городов и районов Чеченской Республики

Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики

Теруправление Минимущества РФ по Чеченской Республике

Департамент государственной службы занятости РФ по Чеченской Республике

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики

Министерство промышленности, транспорта и связи Чеченской Республики

Лицензионная палата Чеченской Республики

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого бизнеса - источника создания новых рабочих мест, развитие территорий и секторов экономики

Оптимизация системы государственной поддержки малого предпринимательства

Задачи Программы

Поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики

Развитие прогрессивных технологий. Оптимизация деятельности существующей инфраструктуры государственной поддержки на территории республики и создание на ее основе новой современной инфраструктуры. Подготовка малого бизнеса и предпринимательства Чеченской Республики к вступлению в ВТО

Основные направления Программы

1. Нормативно-правовое информационное обеспечение малого бизнеса и предпринимательства; взаимодействие со СМИ

2. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства

3. Инвестиционно-кредитная поддержка реализации приоритетных направлений развития малого предпринимательства

4. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей

5. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития малого предпринимательства

Сроки реализации Программы

2004 г.

Объем и источники финансирован ия Программы

Общий объем финансирования в 2004 г. 43 млн. руб.

в том числе: 15 млн. руб. из республиканского бюджета; 8 млн. руб. из федерального бюджета; 20 млн. руб. - средства предпринимателей

Ожидаемые конечные результаты

Создание дополнительно до 1 тыс. рабочих мест

Насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами местных и отечественных производителей

Рост производства продукции на 1%

Формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества

Развитие комплексной, стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса и предпринимательства

Механизм реализации

Управление Программой: Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Исполнитель Программы - Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Финансирование Программы: Министерство финансов Чеченской Республики, МАП РФ, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, союзы и ассоциации предпринимателей, субъекты малого бизнеса

Системный подход: комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координация всех структур, заинтересованных в развитии малого бизнеса и предпринимательства ЧР

Система контроля

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

1. Введение

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в Чеченской Республике этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.

Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Вместе с тем, анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Чеченской Республике созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития республики. К этим предпосылкам относятся:

традиционно высокий уровень предпринимательских способностей наших граждан;

конституционные гарантии, возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений и экономической, общественной и политической жизни Чеченской Республики, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства:

избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;

негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;

недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Недостаточный уровень знаний федеральных законов, регламентирующих малое предпринимательство среди молодежи Чеченской Республики.

Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах,- там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания. Малый бизнес и предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важным компонентом в функционировании экономического механизма Чеченской Республики с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.

Факторы, определяющие особую роль МП для Чеченской Республики:

энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства республики на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики; развитие этого сектора экономики окажет содействие в подготовке экономики республики к вступлению в ВТО;

развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в республике;

массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

2. Состояние проблем

На 01.01.2004 г. в Чеченской Республике, в связи с известными событиями, сотрясающими республику на протяжении более десяти лет, малый бизнес и предпринимательство находятся в стадии становления. На тысячу граждан республики приходится около двух субъекта малого бизнеса. Для примера, в Кабардино-Балкарии - 3, в Дагестане - 1, в Москве и Санкт-Петербурге - более 20. Учитывая индивидуальных предпринимателей (предпринимателей без образования юридического лица на конец декабря 2003 года зарегистрировано более 6000 человек), общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 70 тыс. человек. В общей численности экономически активного населения (для Чеченской Республики это 380 - 400 тыс. человек) это составляет 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

В то же время по различным оценкам 2/3 малых предприятий - "мертвые" и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными, в юридическом смысле.

В условиях социально-политической нестабильности, характеризующих нашу республику в последнее десятилетие, обеспечение населения рабочими местами (безработных в Чеченской Республике по официальной статистике более 270 тыс. человек) и развитие социально-культурной сферы радикально изменит обстановку на всей территории республики, приведет к скорейшей стабилизации ситуации.

Развитие малого и среднего предпринимательства в различных районах республики происходит весьма неравномерно - как в районном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих малых предприятий сосредоточено в 4 районах республики. Подавляющее большинство малых предприятий в Чеченской Республике занимаются торговлей и общественным питанием и за последние 2 года показывают относительно стабильный рост. В 2003 году 10% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору. Вдвое больше малых предприятий (20%) относятся к сектору сельскохозяйственного производства, 7% - предприятий занимались деревообработкой, 6% - производством стройматериалов, менее 1% - пассажирские и транспортные перевозки, более 40% приходилось на торговлю и сферу общественного питания. Практически полностью отсутствуют малые предприятия в области науки и высокопрофессиональных научных услуг. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт Республики не превышает 35-45% и это, не смотря на то, что в ходе боевых действий почти полностью перестали работать заводы и фабрики государственного сектора экономики. Инвестиционная активность малых предприятий, в силу известных причин, также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 2%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Отличительной особенностью малого предпринимательства Чеченской Республики продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого и среднего предпринимательства. Значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

Без крупных капиталовложений в сектор МП на 2004 год не ожидается резких изменений в количественных и качественных показателях развития малого предпринимательства.

Структура МП республики, сложившаяся на конец 2003 г. :

47% - торговля и общественное питание;

20% - сельское хозяйство;

10% - строительство;

7% - деревообработка;

6% - производство стройматериалов;

3% - бытовые услуги;

8% - другие виды деятельности.

В Республике создана современная инфраструктура поддержки малого предпринимательства: "Республиканский бизнес-центр", Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) ЧР, Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств "Аккор", Ассоциация малых строительных предприятий "Асстрой", АОЗТ Чеченская Универсальная Биржа "Возрождение", Торгово-промышленная палата.

Среди районов республики, хорошо организовавших работу субъектов малого бизнеса, можно выделить Гудермесский, Ленинский, Надтеречный, Наурский районы.

Среди скопившихся к настоящему времени проблем, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса, можно выделить следующие:

сложная политическая и экономическая обстановка в республике;

недостаточная законодательная база, ее нестабильность, последовательность в ее применении;

инфляционные скачки в стране, отсутствие в республике банков и других финансовых институтов;

несовершенство механизма государственной поддержки малого предпринимательства, непоследовательность в реализации мер по поддержке МП;

непредставление госзаказа на проведение строительно-восстановительных работ предприятиям малой стройиндустрии Чеченской Республики;

разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.).

Решение этих проблем, нейтрализация (смягчение) действия отрицательных факторов - важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.

3. Цели и задачи Программы

Цель Программы - оптимизация системы государственной поддержки и развития предпринимательства и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве источника создания новых рабочих мест, стабилизации в обществе и экономике.

Основными задачами Программы являются:

поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства Чеченской Республики в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики;

ориентация МП Чеченской Республики на вступление России в ВТО;

оптимизация нормативно-правовой базы развития предпринимательства, в том числе налогового законодательства, стимулирующего развитие МП;

развитие прогрессивных финансовых технологий;

оптимизация деятельности существующей инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства на территории Чеченской Республики;

создание территориальных инфраструктурных комплексов (информационно-консалтинговые центры, технопарки, бизнес-центры);

содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей;

оказание поддержки тем, кто начинает предпринимательскую деятельность и развивает собственное дело;

обеспечение защиты прав и безопасности личности, имущества и собственности.

4. Мероприятия Программы

Основные направления, мероприятия и содержание работ

Исполнители

Финансовые затраты

(тыс. руб.)

Источники финансирования (тыс. руб.)

Республиканский бюджет

Федеральный бюджет

Собственные средства предпринимателей

1. Нормативно-правовое, информационное обеспечение малого бизнеса и предпринимательства; взаимодействие со СМИ

Комитет

Фонд ПМП

Бизнес-центры

500

500

 

-

2. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства

Комитет

МАП РФ

13000

5000

8000

-

3. Инвестиционно-кредитная поддержка реализации приоритетных направлений развития малого предпринимательства

Фонд ПМП

МФ Чеченской Республики

МЭРиТ ЧР

Субъекты МБ

28000

8000

 

20000

4. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей

Комитет

Фонд ПМП СПП(Р) Чеченской Республики

ТПП Чеченской Республики

500

500

 

 

5. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития малого предпринимательства

Комитет

Бизнес-центры

Фонд ПМП

1000

1000

-

-

5. Механизм реализации и управление Программой

Орган программно-целевого управления - Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Привлечение государственных средств (республиканского и федерального бюджета), а также средств предпринимателей через механизм - Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики.

Контроль за расходованием государственных средств осуществляется Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнес) и предпринимательству.

6. Координация программных мероприятий

В настоящей Программе выделено пять разделов основных мероприятий:

1. Нормативно-правовое, информационное обеспечение малого бизнеса и предпринимательства; взаимодействие со СМИ.

2. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

3. Инвестиционно-кредитная поддержка реализации приоритетных направлений развития МП.

4. Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.

5. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития МП.

Данная структура Программы обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, без финансирования которых не обойтись.

7. Ресурсное обеспечение Программы

Основой ресурсного обеспечения Программы должно стать выделение по стабильным нормативам средств республиканского бюджета и привлечение внебюджетных средств. При этом средства из государственного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для республики направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов среди предпринимателей.

Финансовое обеспечение Программы:

выделение ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в республике до 1% от доходной части бюджета;

привлечение на паритетной основе средств Федерального бюджета для финансирования приоритетных мероприятий Программы и социально-значимых предпринимательских проектов;

активное привлечение средств внебюджетных фондов, в том числе средств Фонда занятости, средств Министерства сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики, дорожного и иных фондов с целью развития лизинга в сфере услуг, промышленности и сельском хозяйстве;

активное привлечение средств коммерческих банков, инвестиционных фондов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.

Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы на 2004 г. составляет:

общий объем финансирования в 2004 г. - 43 млн. руб. в том числе:

15 млн. руб. - из республиканского бюджета;

8 млн. руб. - из федерального бюджета;

20 млн. руб. - средства предпринимателей.

8. Оценка эффективности осуществления Программы

Эффективность реализации Программы будет в большой мере определяться как внешними причинами - прозрачность, стабильность нормативно-правового поля и экономической ситуации в стране, так и политической ситуации в Чеченской Республике, наполнением Программы финансами из республиканского бюджета и внебюджетных источников.

При существующих тенденциях к концу программного периода можно ожидать:

активное вовлечение субъектов МП в решение задач по социально-экономическому развитию районов республики;

создание дополнительно до 1 тыс. рабочих мест;

насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами местных и отечественных производителей;

рост производства товаров и услуг;

формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества;

развитие комплексной, стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса и предпринимательства;

трансформация сфер деятельности в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг. Предполагаемая структура малого предпринимательства на территории Чеченской Республики в результате выполнения Программы к концу 2004 года:

торговля и общественное питание - 35%;

строительство и производство стройматериалов - 25%;

сельское хозяйство - 25%;

услуги (в т.ч. бытовые) - 15%.

Будут созданы условия для выхода предпринимателей из теневой экономики, снижения территориальных и отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства.

Будет проделана работа по пропаганде предпринимательской деятельности и роста авторитета предпринимательства у населения, профессия предпринимателя начнет входить в число приоритетных, малый бизнес получит новый стимул к развитию.

В республике будет развиваться комплексная стабильно функционирующая государственно-общественная система поддержки предпринимательства, в которой будут представлены:

Комитет Правительства Чеченской Республики по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства;

Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики;

Бизнес-центры в городах и районах республики;

Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Чеченской Республики;

Учебные заведения, реализующие программы подготовки и переподготовки кадров рыночной экономики;

АОЗТ Чеченская Универсальная Биржа "Возрождение";

Торгово-промышленная палата Чеченской Республики;

Отраслевые и территориальные общественные союзы, объединения и ассоциации предпринимателей.

Приложение 1

к Постановлению Правительства Чеченской Республики

от 21.01.2004 г. N 5

Приоритетные виды
предпринимательской деятельности для целей поддержки за счет
государственных средств и ресурсов

1. Производство, переработка и реализация товаров народного потребления.

2. Строительные и ремонтные работы. Производство стройматериалов.

3. Создание объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

4. Оказание медицинских услуг населению (при наличии соответствующей лицензии).

5. Торговля и общественное питание.

6. Грузовые и пассажирские перевозки. Техническое обслуживание автомобилей.

7. Наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность, связанная с реализацией достижений науки и техники.

КАЛЕНДАРЬ

<< < Июнь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Минюст России

Баннер 1 - вариант 4

Лизинговая поддержка

банер по лизингу - копия

agrokoop

ruferma.jpg

База правовых решений

 

425х115-2

БИЗНЕС-НАВИГАТОР

220 на142

YouTube КАНАЛ

Без названия

Новое

ГОСУСЛУГИ

GU keyvisual infographic squared

 

Счетчик обращений

информер