Программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2005 год "От выживания - к процветанию!"
(утв. Постановлением Правительства ЧР от 12 мая 2005 г. N 42)

Паспорт
программы развития и поддержки малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2005 год

Наименование Программы

Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2005 год "От выживания - к процветанию!"

Наименование решения о разработке Программы

Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ

Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 февраля 2005 года N 5 "Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ"

Государственный заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Управление Программой

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Механизм реализации Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики.

Основные разработчики

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики.

Участники разработки Программы

Отраслевые Министерства и ведомства, союзы и ассоциации предпринимателей Чеченской Республики

Цель Программы

Создание политических, правовых и экономических условий для динамичного развития малого предпринимательства обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий, рост численности рабочих занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической и экономической стабильности;

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально -экономического развития республики, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех f составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, налоги), расширение сферы деятельности и укрепление финансово-экономического положения малых предприятий

Задачи Программы

- Создание нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

- консолидация финансовых ресурсов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных

на обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства;

- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

- повышение конкурентоспособности малого предпринимательства республики, продвижение продукции малых предприятий на региональный, всероссийский и внешний рынки;

- ориентация предпринимателей на работу в условиях ВТО;

- развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;

- создание благоприятных условий для увеличения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, организации новых рабочих мест в приоритетных отраслях.

Срок реализации Программы

2005 год

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования в 2005 г. - 38,2 млн. руб. в том числе:

26,2 млн. руб. - республиканский бюджет; 12,0 млн. руб. - средства предпринимателей.

Основные направления Программы

- Совершенствование нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка малого предпринимательства;

- реализация приоритетных отраслевых направлений развития малого предпринимательства;

- создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест, статистическое, информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки;

- пропаганда предпринимательской деятельности, создание положительного имиджа малого предпринимательства;

- межрегиональное сотрудничество в сфере малого бизнеса

Ожидаемые результате реализации Программы:

В результате реализации программных мероприятий планируется создание дополнительно 3000 рабочих мест в сфере малого предпринимательства, увеличение ассортимента и улучшение качества товаров и услуг, увеличение поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней в 1,5 раза.

Контроль исполнения программных мероприятий

Правительство Чеченской Республики

Введение

В предпринимательском секторе сосредоточены значительные резервы наращивания экономического потенциала республики. Именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность и позитивную динамику роста.

Недостаточно высокие темпы развития малого предпринимательства препятствуют формированию среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, созданию новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, снижению уровня безработицы.

Вместе с тем, имеющиеся статистические и аналитические данные о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывают, что в Чеченской Республике созданы необходимые условия для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития республики. К этим условиям относятся:

конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

законодательное закрепление статуса малого предпринимательства, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки;

сложившаяся система поддержки малого предпринимательства;

достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Указанные предпосылки в настоящее время дезавуированы отдельными негативными явлениями, в числе которых выделяются избыточные административные барьеры, "осторожное" восприятие гражданами государственной политики в сфере предпринимательства и, как следствие, - "консервация" сбережений, теневая предпринимательская деятельность и т.д.

По нашим оценкам в сфере малого бизнеса в республике работает (с учетом теневого сектора) не менее 120000 человек, или свыше 50% от общей численности занятых в экономике. В целом по России в малом предпринимательстве занято не более 17-19% трудоспособного населения.

По состоянию на 1 января 2005 года (по данным налоговых служб) в Чеченской Республике зарегистрировано:

малых предприятий - 3831 единиц, на которых занято 38000 человек;

фермерских хозяйств - 999 единиц, численность занятых (оценочно) 3996 человек;

индивидуальных предпринимателей - 13061 человек.

Эти цифры сильно разнятся с данными комитета госстатистики, где число крестьянско-фермерских хозяйств на порядок выше, чем в данных налоговых органов, а общее количество малых предприятий реально приближается к 5000 единиц. С учетом этого на 1000 человек в Чеченской республике приходится 5 малых предприятий, когда в соседних регионах (Дагестан, Ингушетия, РСО-Алания и др.) - 3. Тем не менее, пять предприятий на 1000 человек крайне мало. В Москве эта цифра более 20, в странах Европы - 35-40 малых предприятий на 1000 жителей. Удовлетворительной цифрой для нашей республики является 10 малых предприятий на 1000 жителей.

К сожалению, мы не имеем права говорить об успехах малого предпринимательства Чеченской Республики, так как занятость населения и высокая доля в валовом продукте - достигнуты из-за разрушения государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий военными действиями. Но с другой стороны и малые предприятия также подвергались разрушению, но они показали свою жизнеспособность, гибкость, выдержали испытание войной и смогли выжить и даже, в какой то мере, развиваться.

Отраслевая структура малого бизнеса и структура выручки от реализации за два последних года резко изменилась. Если раньше мы наблюдали развитие преимущественно в сфере торговли и общественного питания, то сегодня наблюдается позитивный крен в сторону производственного бизнеса: на первое место выступает строительный бизнес - более 30%, далее идут торговля и общественное питание 28%, на долю крестьянско-фермерских хозяйств приходится 25% и пр. Тем не менее, сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство у нас вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство - пришедшее в упадок. Продовольствен^гые рынки Чеченской Республики заполнены плодоовощной продукцией из соседних регионов. Наши фермеры, из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна, большей частью фуражного зерна. Фермеры нуждаются в целевой Программе и долгосрочных льготных кредитах (займах). Такая Программа нами разработана, но инвестиционных средств на ее реализацию - 60 млн. долларов сроком на пять лет бюджет Чеченской Республики сегодня, в силу известных причин, не может выделить. Фонду ПМП Чеченской Республики поручено организовать международные форумы по привлечению иностранных инвестиций для реализации пятилетней Программы.

Вместе с тем значительный потенциал для обеспечения динамичного роста экономики республики силами малого бизнеса сосредоточен в отраслях производства и переработки сельхозпродукции, в стройиндустрии и строительстве, а также в сфере бытовых услуг в городах и сельских населенных пунктах.

Настоящей Программой приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Чеченской Республике определены производство и переработка сельхозпродукции, производство и реализация товаров народного потребления; строительные и ремонтные работы, производство стройматериалов; создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; оказание медицинских услуг населению (при наличии соответствующей лицензии); торговля и общественное питание; грузовые и пассажирские перевозки; техническое обслуживание автомобилей, ремонт сельскохозяйственной техники и машин; наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность, связанная с реализацией достижений науки и техники; бизнес, ориентированный на экспорт своей продукции; обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации руководителей и специалистов малых предприятий.

Программа предусматривает оказание содействия малому бизнесу в производственной, инновационной сферах, как наиболее перспективных и динамичных с целью изменения структуры бизнеса в сторону прогрессивных его форм, с целью увеличения продукции, ориентированной на экспорт. Это особенно важно, когда страна собирается вступить в ВТО. Необходимо срочно переориентировать все предприятия на производство конкурентной продукции, иначе производственная сфера республики станет не рентабельной. Мы должны подготовиться к новым экономическим условиям, условиям жизни в ВТО.

С учетом традиционной аграрной ориентации экономики Чеченской Республики важнейшей задачей, которую предстоит решить, является упорядочение сферы земельных отношений, выработка механизма и четкая регламентация процедуры передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям, фермерам). Реализация указанной задачи позволит легализовать и рационализировать процессы землепользования, урегулировать правоотношения субъектов малого предпринимательства и органов государственной власти, обеспечить поступление в доходы бюджетов всех уровней средств от сдачи в аренду земельных угодий. Совершенствование правовой и экономической базы в сфере земельных отношений станет серьезным стимулом для привлечения на легальной основе инвестиционных и трудовых ресурсов в аграрный сектор экономики республики.

Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 60 до 70 процентов реального оборота субъектов малого предпринимательства, что делает недостаточно эффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов в бюджеты всех уровней.

Сложившаяся в последние годы ситуация в данном секторе экономики требует значительной активизации государственной политики по поддержке предпринимательства. Усилия государства в этой области должны быть направлены на формирование социальной ответственности предпринимателей, благоприятного имиджа предпринимательства с одновременным улучшением предпринимательской среды, снижением административных барьеров, с целью вывода большей части малых предприятий из теневого оборота. Легализация теневого бизнеса - громадный резерв поступления денежных средств в бюджет республики.

Необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой и институциональной базы, которая обеспечит возможность дальнейшего развития малого предпринимательства на качественно новом уровне. Необходимо признать, что подавляющая часть предпринимателей Чеченской Республики не знает российского законодательства, регламентирующего малый бизнес. Проведенный осенью 2004 года мониторинг показал, что девять предпринимателей из десяти не знают даже о существовании федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Реализация Программы развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Чеченской Республике на 2005 год "От выживания - к процветанию!" позволит выпустить специальный сборник законов РФ, указов, постановлений и распоряжений Президента, Парламента и Правительства РФ, указов, постановлений и распоряжений Президента, Парламента (Госсовета) и Правительства Чеченской Республики, регламентирующих малое предпринимательство. Надо отметить, что в итоге реализации прошлогодней программы нами выпушен в свет тиражом 5000 экземпляров специальный учебник - "Настольная книга предпринимателя" - призванный облегчить труд бизнесменов Чеченской Республики.

Насущной задачей является развитие финансово-кредитных отношений и внедрение технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в займах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать гарантированную систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной экономике.

Необходимо уделить повышенное внимание финансовой поддержке малого предпринимательства со стороны государства, обеспечить выработку, и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Чеченской Республике является республиканская программа развития и поддержки малого

предпринимательства в Чеченской Республике на 2005 год "От выживания - к процветанию!" (далее - Программа).

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу. Для успешной реализации данной Программы и эффективности ее мероприятий желательно, чтобы Главы районных Администраций восстановили отделы по малому предпринимательству, ликвидированные в 2001-2002 гг.

Основные положения программы

Настоящая Программа основывается на признании малого предпринимательства формой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально - экономический эффект. Исходя из этого, целью Программы является создание политических, правовых и экономических условий для динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий, рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической и экономической стабильности;

повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития республики, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, налоги), расширение сфер деятельности и укрепление финансово-экономического положения малых предприятий.

Приоритетной задачей Программы является создание благоприятной нормативно-правовой базы, условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и республиканских органов власти, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. В число основных задач государственной политики Чеченской Республики, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения на современном этапе, входят также:

консолидация финансовых ресурсов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства;

обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

рост конкурентоспособности малого предпринимательства республики, продвижение продукции малых предприятий на региональный, межрегиональный и международный рынок;

развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;

создание благоприятных условий для увеличения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, организации новых рабочих мест.

Основные усилия исполнителей Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства, обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, разработку и реализацию законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга и других, кредитно-финансовых механизмов, их практическое внедрение. Необходимо дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий и повышение их эффективности. Для реализации этого направления Фонду ПМП Чеченской Республики, в соответствии со своим Уставом, необходимо сделать акцент на обеспечении развития микрофинансирования, гарантирования займов, компенсации процентных ставок по привлекаемым кредитам, страхования займов. Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей и оборудования предприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства, активизация приватизационных механизмов.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого предпринимательства. В Чеченской Республике около 400 тыс. безработных. Создание рабочих мест это, по сути, вопрос жизни и смерти. Без решения проблемы занятости невозможно стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике. Необходимо дать людям возможность легально зарабатывать на жизнь. Речь может идти о субсидированном создании и развитии малых предприятий, в рамках соответствующей политики занятости в трудоемких отраслях. Необходимо твердо знать, что развитие малого предпринимательства является одной из главных задач для снижения уровня безработицы в Чеченской Республике.

Важной задачей является подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства, для чего необходимы:

разработка системы преподавания основ бизнеса в учебных заведениях и субъектах предпринимательской деятельности разных уровней;

использование опыта предпринимателей в деле подготовки кадров;

создание системы дополнительного, профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий;

формирование системы дополнительного, профессионального образования руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также государственных служащих;

развитие институтов повышения квалификации, и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства;

разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью руководителей хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг.

В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок. В этой связи необходимо решение таких вопросов, как введение единых стандартов качества предоставляемых консалтинговых и информационных услуг, единой номенклатуры услуг, порядка доступа пользователей.

Разработка различных инструментов республиканской политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимо проведение исследований общих проблем малого предпринимательства, ориентированных на задачи разработки политики поддержки предпринимательства; совершенствования инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей нормальные условия путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. Важное место будет отведено проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные конкретные решения о целесообразности проведения тех или иных направлений государственной политики с позиций долго- и среднесрочного стимулирования экономического развития. В связи с этим требуется создание системы эффективного информационно-аналитического мониторинга состояния малых предприятий по всей республике с целью установки устойчивой обратной связи между государственными органами власти и субъектами малого предпринимательства.

Организация информационно-методической, организационной и координирующей работы по целенаправленному продвижению "республиканских товаров" на внешние рынки будет способствовать укреплению конкурентоспособности и повышению эффективности деятельности малых предприятий республики.

Система программных мероприятий

Реализация Программы рассчитана на 2005 год, в течение которого предполагается обеспечить выполнение четырех направлений системы программных мероприятий. Указанные направления обеспечивают преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки малого предпринимательства и определяют основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться участники Программы для достижения ее целей:

1. Нормативно-правовое, информационное обеспечение
малого бизнеса и предпринимательства; взаимодействие со СМИ

Данное направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого предпринимательства.

Для создания эффективной системы совершенствования существующей нормативно-правовой базы требуется организация постоянного мониторинга действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм.

На основе проводимого мониторинга и анализа действующего законодательства вносятся соответствующие законодательные инициативы по улучшению предпринимательского климата.

Развитие законодательства необходимо направить, прежде всего, на создание нормативно-правовых основ стимулирования усилий малых предприятий по созданию рабочих мест.

С целью укрепления правовых начал участия малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия малых предприятий в государственных закупках товаров и услуг. Для этого необходима выработка методических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты и создание региональных и межрегиональных информационных систем, обеспечивающих доступность для субъектов малого предпринимательства Чеченской Республики информации об объявляемых государственных закупках товаров и услуг.

Приоритетным направлением налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства станет снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности в пределах компетенции республиканских законодательных органов.

Анализ правовых актов по направлению определения степени административной нагрузки на малые предприятия и их совершенствование, а также организация контроля, за исполнением законодательства в области поддержки и регулирования предпринимательской деятельности должны способствовать созданию благоприятного, предпринимательского климата и защите прав предпринимателей.

Особое внимание следует уделить разработке законодательных актов по развитию новых, нестандартных схем финансирования малых предприятий и участию в них органов местного самоуправления.

Необходимо разработать конкретные предложения по сокращению межведомственных административных барьеров и соблюдению комплексности государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Необходимо организовать разработку ежегодных программ развития малого предпринимательства во всех районах республики во взаимосвязи с параметрами настоящей Программы, комплексной оценкой уровня развития малого предпринимательства и обоснованием необходимых мер государственной поддержки малых предприятий. Данное направление предусматривает реализацию мероприятий по упорядочению учета субъектов малого предпринимательства, организации системы статистических обследований и мониторинга малых предприятий. Данные, полученные в результате проведения указанных обследований, станут основой для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию политики, по поддержке малого бизнеса в республике.

Целесообразно создание постоянной системы, мониторинга состояния малых предприятий республики. Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с комитетом Чеченской Республики по статистике, налоговой инспекцией должны сформировать постоянно обновляющуюся информационную базу по субъектам малого предпринимательства. Необходимо учесть, чтобы эти мероприятия не усиливали административное давление на субъектах малого предпринимательства и не увеличивали формы статистической и налоговой отчетности малых предприятий.

В рамках этого направления также должны осуществлять совершенствование и развитие инфраструктуры информационной и маркетинговой поддержки малого предпринимательства, актуализацию и постоянное пополнение информационных ресурсов с целью предоставления льготного доступа к ним. В Чеченской Республике, в отличие от других регионов России необходимо проводить планомерную работу по юридическому просвещению предпринимателей. Доводить до предпринимателей Российское законодательство, регламентирующее малый бизнес.

Важное место отведено повышению квалификации государственных служащих, работающих в системе поддержки малого предпринимательства, на республиканском и районном уровнях, на базе вузов и бизнес-центров.

Это направление включает в себя регулярное освещение проблем развития малого бизнеса в республиканских и районных средствах массовой информации, на телевидении и радио. Предполагается учреждение специализированного печатного органа по предпринимательству, проведение рабочих встреч, семинаров, "круглых столов" по данной тематике. Указанные мероприятия направлены на формирование определенного общественного мнения. Повышение уровня информированности предпринимателей о своих правах, как эффективных способах борьбы с административными барьерами и злоупотреблениями чиновников, а также на создание благоприятного имиджа добросовестного предпринимателя и развитие их социальной ответственности. Основные мероприятия по данному направлению осуществляются комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики. На эти цели Программой предусмотрено 0.5 млн. рублей.

Необходимо отметить важность взаимоотношений бизнеса с прессой. Без создания положительного имиджа предпринимателю невозможно вести пропаганду предпринимательской деятельности. В республике должна выходить периодическая печать, освещающая данный сектор экономики, на телевидении должна быть специальная рубрика.

Комплексом программных мероприятий предусмотрено также проведение тематических конкурсов среди малых предприятий, проведение конкурса среди студентов и выпускников вузов на лучшую дипломную работу по бизнес - планированию, а также среди научных работников Чеченской Республики по данной тематике.

2. Развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства

Данное направление ставит своей целью улучшить и качественно пополнить существующую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Одной из главных задач, стоящих перед Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству является завершение строительства Шалинского бизнес-центра. Кроме того, должны создаваться деловые центры или бизнес-центры в равнинных районах республики, где уже сегодня наступила стабильность и, прежде всего в районах, где численность населения превышает или приближается к 100000 человек. К ним относятся Гудермесский, Урус-Мартановский, Грозненский, Курчалоевский, Ачхой-Мартановский районы. В районах, где численность населения менее 50000 человек, таких, как Наурский, Шелковской, Надтеречный, Шатойский, Веденский, Ножай-Юртовский и др. - можно пойти по пути создания одного делового центра (бизнес-центра) на два-три района. Так как долгие годы Чеченская Республика находилась вне правового поля России, возникла насущная необходимость готовить кадры для малого предпринимательства, ориентировать малый сектор экономики на инновационную деятельность, внедрение новых технологий. С этой целью в данном разделе Программы предусмотрено 5 (пять) млн. рублей (4 млн. рублей - бюджет ЧР, средства предпринимателей - 1 млн. рублей); для завершения строительства Шалинского бизнес-центра и разработки проектно-сметной документации вышеуказанных объектов с целью включения в федеральную целевую программу "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы) на 2006 год.

3. Финансовая поддержка субъектов
малого предпринимательства

В рамках данного направления Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики будет осуществлять мероприятия по финансовой и имущественной поддержке победителей

республиканских инвестиционных конкурсов. Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству и Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики подготовлено объявление о конкурсе (тендере) инвестиционных проектов (бизнес-планов), которое будет опубликовано во всех республиканских газетах и будет доведено до всех предпринимателей республики. Разработано Положение о конкурсной комиссии и создана компетентная конкурсная комиссия, которой предстоит отобрать лучшие проекты предпринимателей.

В 2005 году, в соответствии с данной Программой будет внедряться система микрофинансирования, гарантирования займов, а также субсидирования процентных ставок коммерческих банков, развитие финансового лизинга.

Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам и консолидация всех финансовых ресурсов. С этой целью необходимо разработать методические рекомендации по организации взаимодействия и координации деятельности всех органов государственной финансовой поддержки предпринимателей, а также внебюджетных источников финансирования. Предусмотреть единый механизм обращения предпринимателей за финансовой поддержкой через (восстановленные) отделы малого предпринимательства районных Администраций, где получают методическую, информационную, консультационную поддержку и направляются в зависимости от сферы и масштабов деятельности в Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики, Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Чеченской Республики.

В разделе "финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства" Программой предусмотрено выделить 38,2 млн. рублей в том числе:

из бюджета республики - 26,2 млн. рублей;

средства предпринимателей - 12 млн. рублей

по следующим направлениям:

Финансовая поддержка инновационной деятельности - 6,5 млн. рублей (2,5 млн. рублей - бюджет ЧР, средства предпринимателей - 4 млн. рублей);

Финансовая поддержка бизнеса ориентированного на экспорт своей продукции- 3 млн. рублей (1 млн. рублей - бюджет республики, средства предпринимателей - 2 млн. рублей);

Микрофинансовые услуги для юридических и физических лиц (микрозаймы от 30 до 120 тыс. руб) -10 млн. рублей (5 млн. рублей -бюджет ЧР, средства предпринимателей - 5 млн. рублей);

Субсидии процентных ставок по банковским кредитам - 10 млн. рублей( 10 млн. рублей - бюджет ЧР);

Финансовая поддержка союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей - 0,5 млн. рублей(0,5 млн. рублей - бюджет ЧР);

Оплата за обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации руководителей и специалистов малых предприятий на безвозмездной основе - 2 млн. рублей (2 млн. рублей - бюджет ЧР);

За Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству должно быть закреплено право оперативно, в зависимости от создавшейся ситуации, изменять статьи финансирования в рамках общей суммы.

Финансовую поддержку инновационной деятельности и поддержку бизнеса, ориентированного на экспорт своей продукции, а также субсидии процентных ставок по банковским кредитам Фонд поддержки малого "предпринимательства Чеченской Республики осуществляет по решению Попечительского совета Фонда.

Финансовую поддержку союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей; обучение и повышение квалификации предпринимателей; проведение инвестиционных форумов, съездов, конференций и семинаров Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики осуществляет по согласованию с Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики представляет самостоятельно, на основании решения конкурсной комиссии.

Основные мероприятия по стимулированию развития малых предприятий в приоритетных отраслях предусматривают:

разработку эффективного механизма сдачи в долгосрочную аренду земли;

организацию методической работы по обеспечению малых предприятий информацией об оборудовании, необходимом для осуществления различных видов деятельности;

финансирование наиболее эффективных бизнес-проектов, предполагающих создание новых и расширение действующих производств и объектов, организацию дополнительных рабочих мест в приоритетных отраслях развития малого бизнеса;

компенсацию процентных расходов субъектов малого предпринимательства по кредитам, привлекаемым для реализации бизнес -проектов;

имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляемую путем передачи простаивающего оборудования и пустующих помещений в их распоряжение.

Финансирование проектов малых предприятий должно согласовываться с приоритетами в области сферы деятельности малых предприятий.

Большую роль в сокращении безработицы в республике играет государственная политика в сфере занятости населения, ориентированная на сферу малого предпринимательства.

Приоритетное финансирование и государственная поддержка по всем направлениям должна быть предоставлена для тех малых предприятий, программы развития (бизнес-планы) которых предусматривают создание большего числа рабочих мест и предусматривает собственное долевое (паритетное) участие.

Из-за военных действий, большинство предпринимателей Чеченской Республики не имеют реального гарантийного обеспечения по кредитам, что ставит их в неравное положение с предпринимателями соседних регионов. Необходимо упростить доступ предпринимателей Чеченской Республики к займам вплоть до отмены залога имущества или снижения его доли до 50% от суммы займа. В связи с этим следует разработать систему государственного страхования и гарантирования финансовых механизмов содействия малым предприятиям, создания и развития венчурного отдела в структуре Фонда поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики. Необходима активизация деятельности банков, финансовых институтов в сфере финансового обеспечения малых предприятий, особенно финансового лизинга оборудования для малых предприятий.

Мероприятиями по имущественному обеспечению малых предприятий предусматривается организация учета имущества, которое передано или может быть передано в распоряжение субъектов малого предпринимательства на договорных условиях, а также разработка упрощенных процедур осуществления передачи этого имущества в аренду и его приватизации. Реализация этой части направления осуществляется Министерством экономического развития и торговли Чеченской Республики совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, органами местного самоуправления.

Программа предусматривает обучение специалистов для малого предпринимательства. Особенно это важно для неимущих граждан и жителей ПВРов, чьи материальные возможности не позволяют получить специальность на платной основе. В рамках данного направления каждый район республики будет иметь свою квоту на обучение граждан республики на бесплатной основе. Руководители районных Администраций должны подать списки в Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству. Должное значение будет уделено переподготовке кадров, повышению квалификации руководителей и специалистов крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов. В районах республики, где нет действующих бизнес-центров, деловых центров для профессионального обучения будут привлекаться субъекты малого бизнеса, имеющие соответствующие кадры, опыт и технические возможности.

4. Проведение инвестиционных форумов,
съездов, конференций, семинаров,
круглых столов, выставок

В рамках данного направления предполагается в каждом районе Чеченской Республики создать союзы, ассоциации, либо объединения

предпринимателей. Оказывать содействие субъектам малого предпринимательства Чеченской Республики по вхождению в различные федеральные программы поддержки предпринимательства, расширение деловых связей предприятий малого бизнеса в Южном федеральном округе, в Российской Федерации, оказывать содействие в выставочно-ярмарочной деятельности и целенаправленное продвижение республиканских товаров на внешние рынки. Финансировать участие предпринимателей Чеченской Республики в региональных, всероссийских и международных выставках. Финансировать форумы с международным участием по привлечению российских и иностранных инвестиций в малый бизнес Чеченской Республики. Приобретать для этих целей экспонаты, выставочные стенды, производить оплату транспортных и других расходов делегаций предпринимателей Чеченской Республики. Для нас важно знать все новое, все прогрессивное в сфере малого предпринимательства. Мы должны получать ценный опыт предпринимателей из промышленных центров России, ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимо участие наших предпринимателей на выставках и ярмарках, проводимых в регионах России и за рубежом. Данное направление предусматривает финансовое обеспечение проведения инвестиционных форумов, съездов, конференций, выставок, семинаров в сумме 700 тыс.(0,7 млн. рублей - бюджет ЧР).

Ресурсное обеспечение программы

В 2005 году на реализацию программных мероприятий планируется выделить ассигнования из республиканского бюджета Чеченской Республики в сумме 26,2 млн. рублей, из которых 10,0 млн. рублей будут направлены на субсидирование процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам.

Часть мероприятий Программы планируется осуществить в 2005 году за счет собственных средств предпринимателей - 12,0 млн. рублей.

Таким образом, суммарный объем ассигнований на реализацию Программы в 2005 году с учетом всех источников финансирования составит 38,2 млн. рублей.

Организация управления и контроля за реализацией программы

Заказчик Программы - Правительство Чеченской Республики.

Орган программно-целевого управления - Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Механизм реализации Программы - Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики.

Участие государственных, коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров с Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

Контроль, за ходом реализации Программы осуществляется Правительством Чеченской Республики.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате осуществления мероприятий Программы численность дополнительно созданных рабочих мест составит 3 тыс. единиц.

Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Чеченской Республики превысит 50 процентов. Значительно возрастет количество субъектов малого предпринимательства. За 2005 год в результате претворения в жизнь мероприятий Программы будет подготовлено 1,5 тысячи специалистов для малого бизнеса и предпринимательства по следующим специальностям:

бухучет на основе программы 1С;

маркетинг и менеджмент;

операторы ЭВМ;

швейное дело.

др. специальности

В результате реализации Программы к 2006 году за счет расширения налогооблагаемой базы налоговые поступления от малого предпринимательства возрастут в 1,5 раза.

Достигаемый в результате реализации Программы социально-экономический эффект, рассчитан без учета объемов финансирования, привлекаемых субъектами малого бизнеса под гарантийные схемы и с использованием механизмов взаимного кредитования малых предприятий, а также активизации работы малых предприятий при реализации программных мероприятий по методической, информационной и маркетинговой поддержке малых предприятий, усилению внимания государственных органов власти к проблемам малого предпринимательства.

Основные мероприятия

по реализации программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2005 год"

Основные направления, мероприятия по реализации Программы

Исполнители

Финансовые затраты

(тыс. руб.)

Источники финансирования (тыс. руб.)

Бюджет ЧР

средства предпринимателей

1. Нормативно-правовое, информационное обеспечение малого бизнеса и предпринимательства; взаимодействие со СМИ

Комитет, Фонд ПМП ЧР

500

500

-

1.1. Финансовая поддержка коммерческих газет "Колос", "Предприниматель", "Уником", "Аза - информ" и др.; оплата телевизионной рекламы и услуг.

Комитет, Фонд ПМП ЧР

300

300

-

1.2. Издание сборника законов, нормативно-правовых актов, регламентирующих малое предпринимательство, выпуск рекламных проспектов

Комитет, Фонд ПМП ЧР

200

200

-

2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Комитет, Фонд ПМПЧР

5000

4000

1000

3. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства

Комитет, Фонд ПМПЧР

32000

21000

11000

3.1. Финансовая поддержка инновационной деятельности (льготные займы)

Комитет, Фонд ПМП ЧР

6500

2500

4000

3.2. Финансовая поддержка бизнеса ориентированного на экспорт своей продукции (льготные займы)

Комитет, Фонд ПМП ЧР

3000

1000

2000

3.3. Микрофинансовые услуги для юридических и физических лиц (микрозаймы)

Комитет, Фонд ПМП ЧР

10000

5000

5000

3.4. Субсидии процентных ставок по банковским кредитам

Комитет, Фонд ПМП ЧР

10000

10000

-

3.5. Финансовая поддержка союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей (безвозмездная помощь)

Комитет, Фонд ПМП ЧР

500

500

-

3.6. Оплата за обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации руководителей и специалистов малых предприятий (безвозмездная помощь)

Комитет, Фонд ПМП ЧР

2000

2000

-

4. Проведение инвестиционных форумов, съездов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок.

Комитет, Фонд ПМПЧР

700

700

_

Итого:

38200

26200

12000

Приоритетные виды предпринимательской деятельности
для целей поддержки за счет государственных
средств и ресурсов

1. Производство и переработка сельхозпродукции, производство и реализация товаров народного потребления.

2. Строительные и ремонтные работы. Производство стройматериалов.

3. Создание объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

4. Оказание медицинских услуг населению (при наличии соответствующей лицензии).

5. Торговля и общественное питание.

6. Грузовые и пассажирские перевозки. Техническое обслуживание автомобилей. Ремонт сельскохозяйственной техники и машин.

7. Наукоемкие технологии и инновационная (внедренческая) деятельность, связанная с реализацией достижений науки и техники.

8. Бизнес, ориентированный на экспорт своей продукции.

9. Обучение предпринимательской деятельности повышение квалификации руководителей и специалистов малых предприятий.

Приложение

к Постановлению

Правительства Чеченской Республики

от 12 мая .2005 г. N 42

Положение
о порядке субсидирования процентных ставок по кредитам (займам),
привлеченным субъектами малого предпринимательства

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого предпринимательства (далее - субсидирование).

1.1.1. По кредитам (займам), полученным в кредитных организациях Российской Федерации, кредитных кооперативах, объектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (далее - кредиторы), привлеченным субъектами малого предпринимательства (далее - заемщики) на реализацию инвестиционной деятельности.

1.1.2. По кредитам (займам), полученным в кредитных организациях Российской Федерации, кредитных кооперативах, объектах инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства (далее - кредиторы), привлеченным субъектами малого предпринимательства (далее - заемщики) на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, семян, кормов, удобрений, средств защиты растений, топлива, запасных частей, незавершенного производства и т.п. (далее - оборотные средства) в случае расширения производства.

1.2. Субсидирование осуществляется по рублевым и валютным кредитам.

1.3. Субсидирование не предоставляются заемщикам: находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имеющим задолженности по налогам в бюджет и по единому социальному налогу (за исключением заемщиков: оформивших в установленном порядке соглашение о реструктуризации задолженности, выполняющих графики погашения задолженности и осуществляющих своевременно текущие платежи; имеющих текущую задолженность по налоговым платежам);

имеющим просроченную задолженность по заработной плате;

имеющим просроченную задолженность по ранее полученным бюджетным кредитам и начисленным по ним процентам.

1.4. Субсидии не предоставляются заемщикам для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности и несвоевременно уплаченных процентов текущей задолженности.

1.5. Субсидированию подлежит часть расходов по уплате заемщиком процентов по привлеченным кредитам:

в период с даты заключения кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января текущего года, до даты его фактического погашения, но не более 24 месяцев по привлеченным кредитам (займам) на реализацию инвестиционной деятельности;

в период с даты заключения кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января текущего года, до даты его фактического погашения, но не позднее 1 декабря текущего года по привлеченным кредитам (займам) на пополнение оборотных средств.

1.6. Субсидии предоставляются:

1.6.1. По рублевым кредитам (займам) - в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей в период пользования кредитом (займом), но не более двух третьих затрат, фактически произведенных заемщиком на уплату процентов по кредиту (займу).

1.6.2. По валютным кредитам - в размере 50 процентов от суммы начисленных и уплаченных процентов.

Субсидирование валютных кредитов осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату заключения кредитного договора.

1.7. Сумма кредита (займа), подлежащая субсидированию, не должна превышать 10 миллионов рублей.

1.8. Распорядителем средств, направляемых на субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого предпринимательства, является Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

2. Порядок принятия решения

2.1. Для рассмотрения вопроса о субсидировании Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству формирует рабочую группу.

В состав рабочей группы в обязательном порядке входят представители отраслевых министерств и ведомств, комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, министерства финансов Чеченской республики и министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики.

Каждый член рабочей группы обладает одним голосом. Рабочая группа правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 2/3 списочного состава. В случае равенства голосов голос руководителя рабочей группы является решающим. Каждый член рабочей группы голосует один раз.

Заседания рабочих групп проводятся по мере поступления заявок.

2.2. Ответственный секретарь рабочей группы принимает от заемщиков заявки на предоставление субсидий с приложением следующих документов:

2.2.1. Письменного обращения на имя Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

2.2.2. Справки о задолженности по налоговым платежам на последнюю отчетную дату, заверенной налоговым органом по месту регистрации заемщика.

2.2.3. Справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам за год, предшествующий году подачи заявки на субсидирование, заверенной налоговым органом по месту регистрации заемщика.

2.2.4. Справки с указанием среднего уровня заработной платы работников и об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на первое число месяца, в котором подана заявка, заверенной руководителем предприятия.

2.2.5. Копии кредитного договора (договора займа), заверенной на каждом листе кредитором.

2.2.6. Расчета - обоснования на получение субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам) по форме согласно приложению 1 к Положению.

2.2.7. Копию бизнес-плана (технико-экономического обоснования), заверенную кредитором, для предоставления заявки на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) на реализацию инвестиционных проектов.

2.2.8.Выписку из ссудного и (или) расчетного счетов заемщика, подтверждающую получение кредита (займа), заверенную кредитором.

2.2.9. Копии платежных поручений и выписок из расчетного счета заемщика, подтверждающих целевое использование кредита (займа), заверенные заемщиком и кредитором.

2.3. Заявки предоставляются в одном экземпляре по перечню документов, указанному в пункте 2.2.

Заявка считается принятой с даты поступления полного пакета документов в рабочую группу, регистрируется, с проставлением входящего номера и даты поступления.

2.4. Ответственный секретарь рабочей группы в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявки готовит заключение для вынесения его на очередное заседание рабочей группы.

2.5. Рабочая группа принимает решение в соответствии с критериями оценки финансового состояния претендентов на оказание финансовой поддержки из республиканского бюджета и эффективности, утвержденными руководителем рабочей группы по оказанию финансовой поддержки из республиканского бюджета.

2.6. По результатам заседания рабочей группы оформляется протокол. Протокол подписывается руководителем и членами рабочей группы (либо замещающими их по доверенности лицами).

2.7. После подписания протокола рабочей группы, с заемщиками по которым принято положительное решение в течение 10 рабочих дней заключается Договор о субсидировании части расходов по уплате процентов

по кредиту (займу), привлеченному субъектом малого предпринимательства на пополнение оборотных средств и (или) реализацию инвестиционной деятельности (далее - Договор) по форме согласно приложению 2 к Положению и формируется реестр получателей субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам) (далее - реестр получателей субсидий) согласно приложению 3 к Положению.

2.8. Реестр получателей субсидий утверждается комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

3. Порядок перечисления субсидии

3.1. После подписания Договора для получения субсидии заемщики, включенные в реестр получателей субсидий, представляют в Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным:

документы, заверенные кредитором и заемщиком, подтверждающие факт уплаты заемщиком процентов за пользование кредитом (займом) за очередной период;

расчет суммы субсидирования части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам), подлежащей возмещению, с учетом начисленных и фактически уплаченных кредитору платежей, заверенный кредитором, по форме согласно приложению 4 к Положению;

3.2. Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству передает в министерство финансов республики реестр получателей субсидии.

3.3. Министерство финансов республики ежемесячно, не позднее 5 рабочих дней с даты получения реестра получателей субсидии, перечисляет Комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству денежные средства в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета.

3.4. Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству перечисляет заемщикам денежные средства в пределах суммы, указанной в реестре получателей субсидий.

3.5. Лишаются права на получение субсидии за отчетный месяц заемщики, нарушившие срок представления и (или) неправильно оформившие документацию по пункту 3.1 настоящего Положения;

3.6. В случае не возврата основного долга по кредиту (займу), нецелевого использования кредитных (заемных) средств, а также установления факта представления ложных сведений заемщик лишается права получения субсидии и уплаченная на момент установления указанных фактов сумма субсидии подлежит возмещению заемщиком в

республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.7. Контроль за целевым использованием кредитных (заемных) средств осуществляет Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

В случае необходимости привлекаются аудиторские организации, отобранные в установленном порядке, услуги которых оплачиваются заемщиком.

Приложение 1

к Положению о порядке субсидирования

процентных ставок по кредитам (займам),

привлеченным субъектами

малого предпринимательства

Расчет-обоснование
на получение субсидии на возмещение части расходов
по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам)

1. Источники финансирования потребности в оборотных (инвестиционных) средствах.

(рублей)

N

п/п

Источник финансирования

Сумма финансирования

Всего, в том числе:

1.

Собственные

2.

Привлеченные кредиты (займы)

3.

Другое (указать)

2. Обоснование эффективности использования бюджетных средств для субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) (рублей)

Наименование показателей

Предшеству ющий текущему году (факт)

Оценка

текущего года с учетом субсидирования

Отклонения (графа 3 -графа 2)

1

2

3

4

Фонд оплаты труда

Средний уровень заработной платы

Объем производства

Объем производства (натуральных единиц)

Выручка от реализации продукции

Налогооблагаемая прибыль

Всего налоговых платежей, уплаченных в бюджет

В том числе в консолидированный бюджет республики

В том числе: (указать все налоги, уплачиваемые заемщиком во все уровни бюджета)

Единый социальный налог

Создание рабочих мест (количество)

Сохранение рабочих мест (количество)

Сумма субсидии

Заёмщик (должность) ___________________________________Ф.И.О.

                                 (подпись)

Главный бухгалтер _____________________________________Ф.И.О.

                                 (подпись)

Дата

М.П.

Приложение 2

к Положению о порядке

субсидирования процентных

ставок по кредитам (займам),

привлеченным субъектами

малого предпринимательства

Договор N _____

о субсидировании части  расходов  по уплате  процентов по кредиту (займу),

привлеченному субъектом малого предпринимательства Чеченской Республики

"_________" __________________ 200____г. г. Грозный

Комитет    Правительства   Чеченской   Республики   по    малому бизнесу и

предпринимательству, именуемый в дальнейшем - Комитет, в лице председателя

комитета   Правительства   Чеченской   Республики   по  малому   бизнесу и

предпринимательству _____________________________________________________,

действующего на основании Положения о комитете, с одной стороны, и _______

____________________________________________, именуемое(ый) в дальнейшем -

Получатель субсидии, в лице______________________________, действующего на

основании _________________________________, с другой стороны, именуемые в

дальнейшем -    Стороны,   в  соответствии  с постановлением Правительства

Чеченской Республики от ______________________ N_____  заключили настоящий

договор (далее - Договор), о нижеследующем:

Статья 1. Предмет и цели Договора

1.1. Предметом Договора является предоставление Получателю субсидии за счет

средств   республиканского  бюджета на возмещение части расходов по уплате

процентов по привлеченному кредиту (займу) на пополнение оборотных средств

(реализацию инвестиционной деятельности)

(кредитный договор, договор займа) от _________________ N________ на сумму

кредита (займа) _____________________ (Сумма прописью) в порядке и  сроки,

предусмотренные постановлением Правительства Чеченской Республики от _____

__________________________________ N________________ и условиями Договора.

Статья 2. Права и обязанности Сторон

2.1. Получатель субсидии обязуется:

надлежащим образом исполнять условия кредитного договора (договора займа);

обеспечивать   прирост   объемов   производства и  налоговых  платежей   в

республиканский  бюджет  в  размерах  не менее обозначенных в приложении к

Договору;

представлять комитету по его запросам необходимую информацию для исполнения

условий Договора;

самостоятельно  оплачивать  услуги  аудиторской организации для проведения

проверки использования средств республиканского бюджета.

2.2. Комитет  обязуется  осуществлять  субсидирование в размере и порядке,

установленных постановлением Правительства  Чеченской  Республики от N   и

Договором.

Комитет имеет  право  осуществлять  проверку  исполнения условий Договора.

Статья 3. Ответственность Сторон

3.1. В случае неисполнения  Получателем  субсидии обязательств по статье 2

Договора,  а также условий кредитного договора (договора займа) в части не

возврата основного долга  по  кредиту  (займу),  нецелевого  использования

заемных ресурсов либо установления  факта  представления  ложных  сведений

сумма  субсидии  подлежит  возврату  в  республиканский  бюджет  в объеме,

перечисленном Получателю субсидии на момент установления указанных фактов.

Получатель субсидии лишается права на получение субсидии за отчетный месяц

в случаях:

нарушения     сроков   представления   и   (или)  неправильного оформления

документации по пункту 2.2 приложения 1   к   постановлению  Правительства

Чеченской Республики от 12.05.2005 г. N 42;

возникшей задолженности  по  платежам  в бюджеты всех уровней и по единому

социальному   налогу    в  период  пользования  финансовой     поддержкой.

Нарушение Получателем субсидии обязательств, указанных в Договоре, и (или)

намеренное   искажение   сведений,  выявленное при проверке представленных

документов,   являются   основанием  для  рассмотрения Комитетом вопроса о

расторжении Договора в одностороннем порядке в соответствии со статьей 450

Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.2. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение Договора при

наступлении   форс-мажорных  обстоятельств,   введении    запретных   либо

ограничительных   мер   законодательством Российской Федерации и Чеченской

Республики.

3.3. При наступлении   обстоятельств,  обозначенных в пункте 3.2 Договора,

Стороны проводят переговоры и вносят изменения в условия Договора.

Статья 4. Особые условия

4.1. Изменение  и  расторжение  Договора  осуществляются в соответствии со

статьями 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Комитет   имеет   право   расторжения  Договора в одностороннем порядке по

основаниям, указанным в статье 3 Договора.

Все  разногласия,  возникающие  в  процессе  выполнения  условий Договора,

рассматриваются Сторонами в досудебном порядке.

При невозможности разрешения разногласий в досудебном порядке они подлежат

разрешению в  судебном порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

В   случаях,    не   предусмотренных  Договором,  Стороны  руководствуются

законодательством Российской Федерации.

Изменения  и  дополнения  к  Договору  оформляются протоколом, подписанным

обеими Сторонами, который является неотъемлемой частью Договора.

4.2. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

По одному экземпляру хранится у каждой из Сторон.

Статья 5. Сроки действия Договора

Договор вступает в силу с даты подписания и действует до ___________ года.

Статья 6. Реквизиты Сторон

Комитет:

Получатель субсидии:

Комитет Правительства Чеченской

Республики по малому бизнесу и

предпринимательству

Председатель комитета

Правительства Чеченской Республики

по малому бизнесу и

предпринимательству

________________________________ __________________

          (подпись)                   (подпись)

            М. П.                       М. П.

Приложение к Договору о

субсидировании части расходов по

уплате процентов по кредиту (займу),

привлеченному субъектом малого

предпринимательства на пополнение

оборотных средств и (или) реализацию

инвестиционной деятельности

________________N ________

Расчет-обоснование
на получение субсидии на возмещение части расходов
по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам)

1. Источники финансирования потребности в оборотных (инвестиционных) средствах.

(рублей)

N

п/п

Источник финансирования

Сумма финансирования

1.

Всего, в том числе:

2.

Собственные

3.

Привлеченные кредиты (займы)

4.

Другое (указать)

2. Обоснование эффективности использования бюджетных средств для субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам (займам)

(рублей)

Наименование показателей

Предшествую щий текущему году (факт)

Оценка текущего года с учетом субсидирования

Отклонения (графа 3 -графа 2)

1

2

3

4

Фонд оплаты труда

Средняя заработная плата

Объем производства

Объем производства (натуральных единиц)

Выручка от реализации продукции

Налогооблагаемая прибыль

Всего налоговые платежи, уплаченные в бюджет

В том числе в консолидированный бюджет республики

В том числе (указать все налоги, уплачиваемые заемщиком во все уровни бюджета)

Единый социальный налог

Создание рабочих мест (количество)

Сохранение рабочих мест (количество)

Сумма субсидии

Получатель субсидии (должность) _________________________________ Ф.И.О.

                                            (подпись)

Главный бухгалтер _______________________________________________ Ф.И.О.

                                    (подпись)

Дата

М.П.

Приложение 3

к Положению о порядке

субсидирования процентных

ставок по кредитам (займам),

привлеченным субъектами

малого предпринимательства

Утверждаю:

Председатель Комитета Правительства

Чеченской Республики

по малому бизнесу и предпринимательству

_______________________________ Ф.И.О.

(подпись)

"___" _______________ 200 __ г.

Реестр
получателей субсидий на возмещение части расходов
по уплате процентов по привлеченным кредитам (займам)

N

п/п

Наименование получателя субсидии, ИНН/КПП

Город, район

Банковские реквизиты получателя субсидии

Наименование организации, предоставившей кредит (займ)

Номер и дата кредитного договора (договора займа)

Сумма полученного кредита (займа) (рублей)

Сумма субсидии (рублей)

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение 4

к Положению о порядке

субсидирования процентных

ставок по кредитам (займам),

привлеченным субъектами

малого предпринимательства

Расчет
суммы субсидирования части расходов по уплате процентов
по привлеченным кредитам (займам)

____________________________________________________________________ _____________

(полное наименование заемщика)

ИНН __________________ КПП ___________________ расчетный счет ____________________

____________________________________________________________________ _____________

(наименование банка)

БИК _____________________ корреспондентский счет __________________________________

ОКВЭД _________________________

Цель кредита (займа) ______________________________________________________________

По кредитному договору (договору займа) от ______________________ N _________________

В _________________________________________________________________________ ______

(наименование организации, предоставившей кредит (заем)

____________________________________________________________________ _____________

БИК ___________________ дата ________________ N ______ лицензии банка на право проведения банковских операций.

За период с _________________ по ____________________ 200 _____ г.

1. Дата предоставления кредита (займа) _____________________________________________

2. Срок погашения кредита (займа) по кредитному договору (договору займа) _____________

3. Сумма привлеченного кредита (займа) __________________________

4. Процентная ставка по кредиту (займу) __________________________

5. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период пользования кредитом (займом) __________________________________

Остаток ссудной задолженности, исходя из которой начисляется субсидия (рублей)

Расчетный период пользования кредитом (займом) (указывается начальная и конечная даты расчетного периода)

Количество дней пользования кредитом (займом) в расчетном периоде

Размер субсидии (графа 1 х

х графу 3 х

х строку 5 х 2)

...........

3 х 365 (366)

дней х 100 процентов (рублей)

Размер субсидии (графа 1 х

х графу 3 х

х строку 4 х 2)

...........

3 х 365 (366)

дней х 100 процентов (рублей)

Предоставляемый размер субсидии - минимальная величина из граф 4 и 5 (рублей)

1

2

3

4

5

6

Заемщик (должность) ________________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер __________________________ Ф.И.О.

(подпись)

Дата

М.П.

Расчет подтверждается:

Руководитель организации, предоставившей кредит (заем) __________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер __________________________ Ф.И.О.

(подпись)

Дата

М.П.

КАЛЕНДАРЬ

<< < Июнь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Минюст России

Баннер 1 - вариант 4

Лизинговая поддержка

банер по лизингу - копия

База правовых решений

 

425х115-2

БИЗНЕС-НАВИГАТОР

220 на142

YouTube КАНАЛ

Без названия

Новое

ГОСУСЛУГИ

GU keyvisual infographic squared

 

Счетчик обращений

информер