Программа
поддержки и развития малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2006-2010 гг.
"От выживания - к процветанию!"

 

(утв. Постановлением Правительства ЧР от 4 июля 2006 г. N 69)

 

 

г. Грозный 2006 г.

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование программы

Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. "От выживания - к процветанию!"

Заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Основные разработчики Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству; Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Исполнители мероприятий Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству; Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики; Республиканский и районные бизнес-центры, бизнес-инкубаторы; союзы, ассоциации и объединения предпринимателей; малые предприятия и индивидуальные предприниматели Чеченской Республики

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого бизнеса - источника создания новых рабочих мест, развитие административных районов и секторов экономики. Оптимизация системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики. Развитие прогрессивных финансовых технологий. Оптимизация деятельности существующей инфраструктуры, создание на территории республики современной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Основные направления Программы

1. Формирование нормативно-правовой базы

2. Развитие инфраструктуры поддержки МП

3. Финансово-кредитная поддержка МП

4. Научно-методическое и кадровое обеспечение

5. Информационное обслуживание МП

Сроки реализации Программы

2006-2010 гг.

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования в 2006-2010 гг. - 633650 тыс. руб., в том числе: 441200 тыс. руб. - из республиканского бюджета, 132950 тыс. руб. - из федерального бюджета, 59500 тыс. руб. средства предпринимателей.

Ожидаемые конечные результаты

- создание дополнительно до 20 тыс. рабочих мест;

- насыщение рынков товарами и услугами местных производителей;

- рост производства продукции на 10% в год;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы МП до 25%;

- формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества;

- развитие комплексной стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса и предпринимательства

Механизм реализации

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству; Фонд поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Система контроля

- Правительство Чеченской Республики - Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Раздел 2. Анализ проблемы

Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.

Малое предпринимательство (далее по тексту - МП) способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест МП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

За последний год наблюдается тенденция роста числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Комитетом Правительства по малому бизнесу и предпринимательству проводится большая работа с как начинающими, так и функционирующими предпринимателями по вопросам создания бизнеса, консультирование и юридическая помощь по всем вопросам предпринимательского права, финансово-кредитных отношений, налогообложения хозяйственной деятельности. Но этих показателей недостаточно для перспективного развития малого бизнеса в республике. С учетом большой армии безработных, для Чеченской Республики главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных сферах. Количество малых предприятий не должно быть ниже 5000 единиц. Оптимальной цифрой является 15000-20000 малых предприятий в Чеченской Республике.

За последний год отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная.

Сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство у нас вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Наши фермеры, из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна. Фермеры нуждаются в целевой Программе и долгосрочных льготных займах.

Надо признать, что в МП до сих пор наблюдается усиление тенденции ухода в "теневой" сектор. По нашим оценкам теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% МП. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Несмотря на то, что по данным налоговых служб возросла численность субъектов малого предпринимательства, налоговые поступления в бюджеты от субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) сравнительно понизились, а от предпринимателей без образования юридического лица значительно возросли:

В 2005 году Фондом было профинансировано всего 6 проектов за счет средств бюджета Чеченской Республики. Создано рабочих мест 550. На создание одного рабочего места затрачено всего 21000 рублей, что более чем в три раза ниже общероссийской цифры. Для эффективного решения поставленных вопросов необходимы определенные ассигнования со стороны руководства республики, самих предпринимателей. Необходимо отметить, что Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству в 2005 году участвовал в трех всероссийских конкурсах и, благодаря победе в них привлек инвестиции из федерального бюджета в сумме 13 млн. 905 тыс. рублей. Настоящая Программа предполагает участие в подобных конкурсах и в период 2006-2010 гг. Но необходимо учесть, что федеральный центр отпускает средства победителям конкурса только при условии софинансирования со стороны региона. За период 2006-2010 гг. планируется привлечь из федерального бюджета более 100 млн. рублей. Все это позволит создать необходимые учебно-деловые, информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские, консалтинговые, лизинговые организации обслуживающие МП. Необходимо развивать МП в сфере промышленного производства, в области строительства, автотранспорта, в коммунальном хозяйстве, в сфере обслуживания, в инновационной сфере, общественном питании, развивать производство и переработку сельхозпродукции.

Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики своей продукцией. Ежегодно в Чеченскую Республику ввозится из соседних и дальних регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) десятки тысяч тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 млрд. рублей. Такое положение совершенно недопустимо, если учесть почвенно-климатические условия Чеченской республики, плюс избыток трудовых ресурсов. Чеченская Республика, до известных событий, полностью удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тысячи тонн витаминной продукции в промышленные центры России. В таких районах, как Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Введенский выращивались сотни гектаров плодов и овощей. Были созданы специализированные плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Практически во всех равнинных районах республики функционировали консервные заводы и пищекомбинаты. У производителей не было риска потерь продукции - ее можно было реализовать на рынках республики, рынках Российских регионов, переработать на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных вместе с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превышали 10000 га и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.

Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной, и, прежде всего, овощной продукции.

Необходимо учитывать, что по сравнению с зерновыми культурами овощи имеют высокие урожаи (зерновые - 2-3 т/га; овощи - 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что производство овощей сопряжено с высокими затратами, и в связи с тем, что большинство фермеров республики не имеют достаточных финансовых и технических возможностей, фермеры вынуждены заниматься производством зерновых и кормовых культур, не требующих финансовых и трудовых затрат и, как правило, не рентабельных. Кроме того, овощи являются скоропортящимся продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих предприятий и фермеры, не рискуют увеличивать площади под овощные.

Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение пяти лет доведет посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Наряду с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит восстановить довоенное поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.

Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда, МП остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. Такой бизнес, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.

Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования; нестабильность российской законодательной базы и полное отсутствие местной; недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки МП; крайняя недостаточность финансирования республиканских программ поддержки МП.

Раздел 3. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, увеличение количества малых предприятий, увеличение доли МП в валовом республиканском продукте, увеличение налоговых поступлений в бюджет путем совершенствования нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки, освоение-новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиций.

Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:

преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности МП;

ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ МП к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;

создание базы данных субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в разрезе районов республики происходит неравномерно. Это происходит по разным причинам, назовем главные:

- сильные разрушения и большой материальный ущерб, причиненный субъектам МП в отдельных районах республики;

- нестабильная обстановка в горных районах республики;

- слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в отдельных районах;

- чрезмерная "опека" МП со стороны отдельных глав администраций.

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики провел мониторинг состояния МП в административных районах республики с целью справедливого распределения финансовых средств при реализации мероприятий Программы. При распределении финансовых средств будут учтены следующие факторы:

- территория района;

- численность населения;

- численность безработных;

- политическая стабильность;

- количество субъектов МП;

- наличие инфраструктуры поддержки МП;

- почвенно-климатические условия;

- традиционные производства, а также экономическая привлекательность бизнес-проекта и численность создаваемых рабочих мест. В нижеприведенном расчете сумма кредитования районов распределена пропорционально численности населения.

3.1. Город Грозный

Районы

Территория

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

Ленинский

42 кв.км.

57615 чел.

11896 чел.

1155

740

Заводской

78 кв.км.

56194 чел.

16659 чел.

67

504

Октябрьский

50,6 кв.км.

50613 чел.

22658 чел.

149

158

Старопромысловский

128 кв.км.

56351 чел.

19578 чел.

20

179

Данные таблиц по районам предоставлены главами районных администраций ЧР

Территория города разделена на четыре района: Ленинский, Заводской, Октябрьский, Старопромысловский, все они относятся к числу наиболее пострадавших районов республики. В результате двух военных кампаний практически полностью пострадали МП района. В настоящее время силами и средствами предпринимателей восстанавливаются малые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, строительные фирмы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам MМП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство товаров народного потребления и услуг. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для г. Грозного взял на себя Республиканский бизнес-центр.

Мероприятия программы

год/сумма (тыс. руб.)

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

10000

-

-

Финансово-кредитная поддержка

2000

5000

10000

10000

10000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

750

1500

2000

2000

2000

Информационное обслуживание МП

1500

1500

1500

1500

1500

Сумма расходов на 2007-2010 гг. указана условно и будет корректироваться по мере формирования бюджета ЧР

Территория района

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

151,4 кв.км.

127540 чел.

28875 чел.

143

1143

Почвенно-климатические условия позволяют в Грозненском районе заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство шелководство и производство прудовой рыбы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов. Район расположен вокруг города Грозного, что позволяет проводить обучение жителей района малому предпринимательству в Республиканском бизнес-центре.

Мероприятия Программы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Формирование нормативно-правовой базы

Развитие инфраструктуры поддержки МП

6000

5000

10000

30000

40000

Финансово-кредитная поддержка

15000

30000

60000

102000

110000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

2665

3500

3500

5000

6000

Информационное обслуживание МП

2535

1500

1500

3000

4000

Итого (тыс. руб.)

26200

40000

75000

140000

160000

3.2. Город Аргун

Территория района

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

60.8 кв.км.

27890 чел.

9010 чел.

67

300

В результате двух военных кампаний в г. Аргун практически полностью разрушены действующие МП. В настоящее время силами средствами предпринимателей восстанавливаются малые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, строительные фирмы. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство товаров народного потребления и услуг. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для г. Аргун взял на себя Республиканский бизнес-центр.

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

700

1500

2500

2500

2500

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

3.3. Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановкий, Сунженский районы

Районы

Территория

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

Урус-Мартановский

65 кв.км

123800 чел.

41400 чел.

190

626

Ачхой-Мартановский

121.3 кв.км

68364 чел.

20558 чел.

104

567

Сунженский

115.8 кв.км

20409 чел.

3921 чел.

11

76

Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство и шелководство. Развиты малые предприятия в сфере строительства частного жилья, как правило "теневые" и предприятия по производству строительных материалов - оконные и дверные блоки, тротуарная плитка, фундаментные и стеновые блоки и др. В Урус-Мартане ждут своего возрождения районный рынок и придорожный сервис. В Сунженском районе есть минеральный источник "Серноводская", требующий внедрения новых технологий и современной упаковочной линии. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для этих районов выполняет Республиканский бизнес-центр.

Урус-Мартановский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

5000

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

1000

2000

4000

4000

4000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

150

200

300

500

500

Информационное обслуживание МП

100

-

-

-

-

Ачхой-Мартановский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

1000

2000

4000

4000

4000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

Сунженский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки ПМ

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

700

1500

2500

2500

2500

Научно-методическое и кадровое обеспечение

50

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

3.4. Шелковской, Надтеречный, Наурский районы

Районы

Территория

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

Шелковской

299,4 кв.км

53314 чел.

14867 чел.

47

816

Надтеречный

938 кв.км

52416 чел.

24430 чел.

15

1650

Наурский

220,5 кв.км

51143 чел.

20844 чел.

6

750

Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, в том числе риса (при условии, если будут проведены необходимые мелиоративные работы), кормовых, овощных и винограда. Развито животноводство и пчеловодство. Требуют своего возрождения такие отрасли как шелководство и производство прудовой рыбы. В Шелковском и Наурском районах слабо развит придорожный сервис. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и др. товаров народного потребления. Для обучения населения предпринимательской деятельности в Шелковском районе в 2009 году планируется строительство современного бизнесцентра, а в Надтеречном районе для этих целей предпринимателями района создан частный бизнес-центр "Рэмдал".

Шелковской район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

5000

-

Финансово-кредитная поддержка

800

1500

3000

3000

3000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

500

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

Надтеречный район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

800

1500

3000

3000

3000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

250

250

250

250

250

Информационное обслуживание МП

100

-

-

-

Наурский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

800

1500

3000

3000

3000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

3.5. Курчалоевский, Шалинский, Гудермесский районы

Районы

Территория

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

Курчалоевский

975 кв.км.

104631 чел.

33270 чел.

185

350

Шалинский

637,2 кв. км.

112521 чел.

45268 чел.

358

798

Гудермесский

70,9 кв.км.

135000 чел.

33000 чел.

240

800

Почвенно-климатические условия в этих районах позволяют заниматься производством зерновых, кормовых и овощных культур, а в Гудермесском районе еще и риса, и винограда. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как пчеловодство и шелководство. Развиты малые предприятия в сфере строительства частного жилья, как правило "теневые" и предприятия по производству строительных материалов - оконные и дверные блоки, тротуарная плитка, фундаментные и стеновые блоки и др. В Шалинском районе работает единственное в республике предприятие по производству полимерных труб. В Гудермесском районе имеется большой потенциал использования термальных вод и целебных грязей - сс. Мелча-хе, Нойбера, Дарбанхи, развит придорожный сервис. Главной проблемой МП является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до 1 млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. Обучение жителей района малому предпринимательству и повышение квалификации руководителей и специалистов Шалинского района проводится в новом здании Шалинского бизнес-центра В Гудермесском районе такие функции взяло на себя ЗАО "Чеченскайнет". В 2006 году здесь планируется строительство современного бизнес-центра. Для обучения жителей Курчалоевского района бизнес-центр планируется построить в 2010 году.

Курчалоевский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

5000

Финансово-кредитная поддержка

1000

2000

4000

4000

4000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

Шалинский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

1000

2000

4000

4000

4000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

250

500

500

500

500

Информационное обслуживание МП

150

-

-

-

-

Гудермесский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

6000

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

1100

2000

5000

5000

5000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

250

250

250

500

500

Информационное обслуживание МП

100

-

-

-

-

3.6. Ножай-Юртовский, Веденский, Шатоевский,
Итум-Калинский, Шаройский районы

Районы

Территория

Численность населения

Численность безработных

Количество МП

Количество ПБОЮЛ

Ножай-Юртовский

63 кв.км

40200 чел.

16839 чел.

75

250

Веденский

95,6 кв.км

36087 чел.

12345 чел.

61

153

Шатойский

82,4 кв.км

15573 чел.

5952 чел.

45

113

Итум-Калинскнй

127,6 кв.км

5560 чел.

750 чел.

1

156

Шаройский

58 кв.км

3120 чел.

1200 чел.

4

13

Ножай-Юртовский и Веденский районы расположен на юго-востоке Чеченской республики. Общественно-политическая обстановка в этих районах остается сложной. Почвенно-климатические условия позволяют заниматься производством кормовых, плодовых и овощных культур. Развито животноводство. Требуют своего возрождения такие отрасли как овощеводство, пчеловодство. Ждут своего возрождения районный рынок и придорожный сервис. В Ножай-Юртовском районе есть минеральные источники, вода которых соответствуют стандартам питьевой воды. В лесах Веденского района много дикой яблони и груши, ягод и целебных трав. Почвенно-климатические условия Шатойского, Шаройского и Итум-Калинского районов позволяют заниматься производством кормовых культур и животноводством, развито пчеловодство. До революции (1917 год) в Итум-Калинском районе численность поголовья овец превышала I млн. голов. Главной проблемой МП в этих районах является недоступность кредитных средств. Предоставление субъектам МП микрозаймов в размере до 100 тыс. рублей и займов в размере до I млн. рублей позволит значительно увеличить производство сельхозпродуктов и товаров народного потребления. В настоящее время функции по подготовке предпринимательских кадров для вышеназванных районов выполняет Республиканский бизнес-центр.

Ножай-Юртовскнй район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

800

1500

3000

3000

3000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

90

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

Веденский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

700

1500

3000

3000

3000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

100

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

50

-

-

-

-

Шатойский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

500

1000

1500

1500

1500

Научно-методическое и кадровое обеспечение

50

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

40

-

-

-

-

Итум-Калинский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

500

1000

1500

1500

1500

Научно-методическое кадровое обеспечение

0

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

30

-

-

-

-

Шаройский район

Мероприятия программы

2006

2007

2008

2009

2010

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

-

-

-

-

-

Финансово-кредитная поддержка

500

500

1000

1000

1000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

25

-

-

-

-

Информационное обслуживание МП

15

-

-

-

-

Итого, с учетом вышеизложенного, можно представить общую картину по республике в целом:

Мероприятия Программы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Формирование нормативно-правовой базы

-

-

-

-

-

Развитие инфраструктуры поддержки МП

6000

5000

10000

5000

5000

Финансово-кредитная поддержка

15000

30000

60000

60000

60000

Научно-методическое и кадровое обеспечение

2665

3500

3500

3500

3500

Информационное обслуживание МП

2535

1500

1500

1500

1500

Итого (тыс. руб.)

26200

40000

75000

70000

70000

Раздел 4. Система программных мероприятий

В Программе выделены пять основных разделов мероприятий:

Формирование нормативно-правовой базы. Данное мероприятие предусматривает участие Комитета Правительства по малому бизнесу и предпринимательству в комиссиях по разработке правовых документов, касающихся МП.

Развитие инфраструктуры поддержки МП включает организацию в Чеченской Республике Центра развития малого предпринимательства, системы бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, информационно-маркетингового центра, юридического центра и т.п.; создание и развитие инфраструктуры поддержки МП в научно-технической сфере.

Финансово-кредитная поддержка МП предусматривает выделение займов и микрозаймов победителям инвестиционного конкурса, проводимого в рамках реализации Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. Необходимо создать условия для развития гарантирования займов в коммерческих банках и инвестиционных компаниях, лизинга, внедрение механизма передачи и сдачи в аренду МП бездействующих производственных площадей, имущества ликвидируемых предприятий. Помощь МП в разработке инвестиционных проектов, имеющих значение для развития экономики республики.

Научно-методическое и кадровое обеспечение является определяющим в развитии МП Чеченской Республики. В 2005 году подготовка предпринимательских кадров проводилась только в четырех районах республики, необходимо наладить обучение специалистов для МП за период 2006-2010 в 10 районах республики.

Информационное обслуживание малого предпринимательства. Действующая инфраструктура поддержки МП не справляется с задачами информационного обеспечения малого предпринимательства. Прежде всего, необходимо создать постоянно обновляющуюся базу данных самих субъектов МП. Работая над этой Программой, мы столкнулись с таким фактом, что данные глав районных администраций и Федеральных налоговых инспекций России по ЧР о субъектах малого предпринимательства имеют серьезные расхождения. Собранная нами информация (перепись субъектов малого предпринимательства) позволит объективно оценивать и анализировать ситуацию в республике, прогнозировать динамику изменений в обществе и оперативно реагировать на них. Для информационного обслуживания нам необходимо также иметь, собственную периодическую печать, эфирное время на телевидении и радио, ежемесячно выпускать информационные бюллетени для МП.

4.1. Формирование нормативно-правовой базы МП

Данный раздел Программы направлен на дальнейшее развитие нормативно-правового поля предпринимательской деятельности, как на республиканском, так и муниципальном уровне, своевременное отражение в нормативно-правовых актах интересов МП.

Реализация мероприятий данного раздела позволит сформировать правовую среду развития предпринимательства на базе учета федерального, республиканского и муниципального компонентов, а также создание системы обратной связи для оценки эффективности применения нормативно-правовых актов для выявления их недостатков.

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

Разработка проектов республиканских законов, регламентирующих отношения в сфере МП

2006-2010 гг.

Комитет

Разработка ежегодных предложений в проект бюджета Чеченской Республики

2006-2010 гг.

Комитет

Разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения МП

2006-2010 гг.

Комитет

4.2. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Под инфраструктурой малого предпринимательства понимается система государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих эффективное развитие предпринимательства, оказывающих субъектам МП услуги в информационной, научно-технической, образовательной, консалтинговой, производственной сферах, маркетинговые услуги.

Задачей настоящего этапа является создание необходимых элементов инфраструктуры по всем основным направлениям МП и формирование комплексной системы, способной взаимодействовать с потребителями и заинтересованными организациями.

N

Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Источник финансирования (тыс. руб.)

Федеральный бюджет

Республиканский бюджет

1

Гудермесский бизнес-инкубатор

2006 г.

Комитет

14000

6000

2

Уpyc-Мартановский

2007 г.

Комитет

11650

5000

3

Создание Центра развития малого предпринимательства

2008 г.

Комитет

23300

10000

4

Курчалойский БЦ

2010 г.

Комитет

11650

5000

6

Создание учебно-производственного реабилитационного центра в с. Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики

Создание республиканского производственного бизнес-инкубатора в городском округе г. Грозный

4.3. Финансовая поддержка МП

В условиях недостаточности первоначального капитала, ограниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам малые предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственного развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции. С этими факторами непосредственно связаны такие проблемы, как перемещение активности МП из производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую сферы, развитие "теневого" рынка и неучтенного оборота денежных средств. В 2006-2010 годах финансовая поддержка МП должна сочетать: меры прямой и косвенной государственной поддержки, координацию деятельности органов и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности МП, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрокредитования, стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с МП.

Основные средства финансово-кредитной поддержки МП и предпринимателей без образования юридического лица будут направлены на поддержку инвестиционных проектов в различных сферах строго на конкурсной основе. Уже в первый год реализации программы на финансовую поддержку победителей конкурса инвестиционных проектов (бизнес-планов) предусмотрено выделить из бюджета Чеченской Республики 15 млн. рублей. Третью часть этих средств мы планируем предоставлять субъектам малого предпринимательства в форме субсидий, предоставляемых заемщикам целевым назначением на безвозмездной основе для оплаты части процентов за пользование кредитами. Обязательным условием предоставления субсидий является заключение кредитной организации о предоставлении кредита на реализацию инвестиционного проекта. Субсидии будут предоставляться в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату выделения кредита, но не выше процентной ставки по кредиту.

А) Микрофинансовые услуги

Источники финансирования

2006 г. (тыс. руб.)

2007 г. (тыс. руб.)

2008 г. (тыс. руб.)

2009 г. (тыс. руб.)

2010 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

5000

10000

20000

20000

20000

Средства предпринимателей

1250

2500

5000

5000

5000

Итого:

6250

12500

25000

25000

25000

Б) Займы и субсидии для развития инновационной деятельности
и бизнеса, ориентированного на экспорт своей продукции

Источники финансирования

2006 г. (тыс. руб.)

2007 г. (тыс. руб.)

2008 г. (тыс. руб.)

2009 г. (тыс. руб.)

2010 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

5000

10000

20000

20000

20000

Средства предпринимателей

1250

2500

5000

5000

5000

Итого:

6250

12500

25000

25000

25000

Г) "Создание гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств"

Д) "Иные формы финансовой поддержки"

Е) Предоставление грантов субъектам малого предпринимательства

Ж) Создание центра микрофинансовых услуг

Субсидии процентных ставок по банковским кредитам

Источники финансирования

2006 г. (тыс. руб.)

2007 г. (тыс. руб.)

2008 г. (тыс. руб.)

2009 г. (тыс. руб.)

2010 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

5000

10000

20000

20000

20000

4.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение МП

Развитие предпринимательства требует формирование уровня мышления, базирующегося на знаниях действующего законодательства и нормативных актов, теоретических основ экономики, комплекса знаний в области менеджмента и маркетинга.

С другой стороны, для большинства малых предприятий экономически не выгоден наем специалистов узкого профиля на постоянной основе в таких направлениях как информационное обеспечение, финансовый менеджмент, анализ инвестиций, стратегическое управление, автоматизация производства, изучение рынка, юридические вопросы и т.д., и важное значение приобретает система внешнего консультирования субъектов МП. Возникает необходимость в создании гибкой системы подготовки и переподготовки кадров предпринимательских структур, систем консультирования, привлечение всех имеющихся интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов для укрепления и расширения сети профильных учебных заведений и организаций. Особое место в решении этого вопроса будет отведено Республиканскому и районным бизнес-центрам комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, а так же частным бизнес-центрам и учебно-деловым центрам. В 2005 году объем образовательных услуг, оказанных Республиканским бизнес-центром увеличился в два раза по сравнению с предыдущим периодом.

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Источник финансирования

Сумма, тыс. руб.

Обучение предпринимательской деятельности, повышение квалификации руководителей и специалистов МП, оказание помощи в составлении бизнес-планов, оказание консалтинговых услуг в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности

2006-2010 гг.

Комитет

Республиканский бюджет

16665

Итого:

16665 (из них 2665 на 2006 год)

4.5. Информационное обслуживание МП
и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности

Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить создание основ информационной поддержки предпринимательства Чеченской Республики, доступ предпринимательских структур к необходимой информации, обеспечит прямые контакты между производителями и потребителями.

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Источник финансирования

Сумма, тыс. руб.

Формирование информационно-статистического массива, проведение маркетинговых исследований и социологического мониторинга по МП, создание базы данных, субъектов МП

2006-2010 гг.

Комитет, Фонд

Республиканский бюджет

2000

Организация целевых радио и телепрограмм. Подготовка и издание материалов по развитию и поддержке МП, нормативных документов

2006-2010 гг.

Комитет, Фонд

Республиканский бюджет

1250

Организация выставок. инвестиционных форумов, съездов, конференций

2006-2010 гг.

Комитет, Фонд

Республиканский бюджет

1000

Приобретение технического оборудования для организации выставок, создания базы данных и других мероприятий программы

2006-2010 гг.

Комитет

Республиканский бюджет

3000

Участие в проведении конкурсов

2006-2010 гг.

Комитет, Фонд

Республиканский бюджет

1285

Итого:

8535 (из них 2535 на 2006 г.)

Иные мероприятия

Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы на 2006-2010 годы предполагает выделение и привлечение из всех источников - 633650 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы привлекаются следующие финансовые ресурсы:

Источники финансирования

Всего (тыс. руб.)

С разбивкой по годам

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Средства бюджета Чеченской Республики

441200

26200

40000

75000

140000

160000

Средства бюджета Российской Федерации

132950

14000

11650

23300

36000

48000

Собственные средства предпринимателей

59500

2500

5000

10000

20000

22000

Итого:

633650

42700

56650

108300

196000

230000

Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию Программы будут являться: формирование инфраструктуры поддержки МП, создание механизмов гарантии в малом и среднем бизнесе, поддержка и развитие эффективных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, необходимых и выгодных для экономики Чеченской Республики.

За Комитетом Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству должно быть закреплено право оперативно, в зависимости от сложившейся ситуации, изменять статьи финансирования Программы в рамках общей суммы.

Раздел 6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

снизить уровень безработицы;

обеспечить насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

создать новые рабочие места, прежде всего в производственной сфере и сфере услуг;

увеличить вклад МП в ВВП Чеченской Республики;

увеличить налогооблагаемую базу и пополнение бюджетов;

обеспечить создание элементов инфраструктуры, доступных для МП и оказывающих, информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки МП.

Приложение N 1

к постановлению Правительства

Чеченской Республики

от 04.07.2006 г. N 69

Положение
о Межведомственной комиссии по вопросам
государственной поддержки и развития малого
предпринимательства в Чеченской Республике

1. Межведомственная комиссия по вопросам государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике (далее - Комиссия) образована в целях стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности в сфере малого предпринимательства и обеспечения эффективного использования средств, направляемых на поддержку и развитие малого предпринимательства в Чеченской Республике.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, федеральными законами и законами Чеченской Республики, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и постановлениями Парламента Чеченской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Чеченской Республики, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

формирование новых подходов к развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике;

координация работы по подготовке предложений и проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам преодоления административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;

создание условий для экономической заинтересованности субъектов малого предпринимательства в развитии и поддержке социальной сферы;

обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации республиканских программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для республиканских и муниципальных нужд;

содействие распространению положительного опыта субъектов малого предпринимательства и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;

совершенствование взаимодействия общественных объединений предпринимателей и субъектов малого предпринимательства с республиканскими органами исполнительной власти и администрациями городов и районов;

обеспечение эффективного использования финансовых средств, предназначенных для развития и поддержки малого предпринимательства в Чеченской Республике;

рассмотрение поступивших на конкурс по финансированию проектов субъектов малого предпринимательства и отбор из них наиболее эффективных, определение, в пределах установленных лимитов, объемов предоставляемых финансовых средств, сроков возврата, а также размеров платы за пользование бюджетными средствами, взимаемой с субъектов малого предпринимательства - победителей конкурса.

4. Комиссия имеет право:

запрашивать и получать от республиканских органов исполнительной власти, администраций городов и районов, предприятий и организаций материалы, предложения и заключения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

вносить в установленном порядке в Правительство Чеченской Республики соответствующие предложения.

5. Состав Комиссии утверждается Правительством Чеченской Республики.

Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики курирующий финансово-экономический блок.

6. Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии, председательствует на ее заседаниях, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений.

7. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов.

8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов членов Комиссии голос председателя Комиссии является решающим.

9. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии.

10. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для республиканских органов исполнительной власти.

11. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Состав
Межведомственной комиссии по вопросам государственной
поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства
в Чеченской Республике
(утв.
постановлением Правительства ЧР от 04.07.2006 г. N 69)

Исаев Э.А.

заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - министр финансов Чеченской Республики, председатель комиссии

Таймасханов Х.Э.

заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - министр сельского хозяйства Чеченской Республики

Магомадов А.А.

Министр экономического развития и торговли Чеченской Республики, заместитель председателя комиссии

Шуаипов Ш.А.

председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, заместитель председателя комиссии

Члены комиссии:

Бахвалов В.

председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу, член комиссии

Шовхалов М.С.

директор Фонда поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики

Джабраилова Х.А.

заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики

Саидов З.А.

председатель комитета Правительства Чеченской Республики по делам молодежи

Исаев Э.А.

министр финансов Чеченской Республики

Таймасханов Х.Э

министр сельского хозяйства Чеченской Республики

Приложение N 2

к постановлению Правительства

Чеченской Республики

от 04.07.2006 г. N 69

Положение
о порядке финансирования мероприятий Программы
поддержки и развития малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2006-2010 годы, направленных
на предоставление бюджетных средств субъектам малого
предпринимательства

Финансирование мероприятий Программы и проектов

1. Финансирование мероприятий Программы и проектов осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете ЧР на соответствующий год на поддержку малого предпринимательства, а также средств федерального бюджета, местных бюджетов и иных, не запрещенных законом источников финансирования.

2. Финансовое обеспечение мероприятий Программы и проектов из республиканского бюджета ЧР осуществляется через Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - Комитет) на основании договоров, заключаемых по результатам проведения соответствующих конкурсов, и в соответствии со структурой и объемом средств, предусмотренных для финансирования мероприятий Программы и проектов.

3. Финансирование мероприятий Программы и проектов может быть осуществлено в следующих формах:

бюджетные кредиты (займы);

бюджетные микрозаймы;

субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), получаемым субъектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

субсидии и субвенции;

иные формы в соответствии с Программой.

4. Объем средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, устанавливается законом Чеченской Республики о республиканском бюджете ЧР на очередной финансовый год.

5. Государственная поддержка малого предпринимательства может осуществляться также в виде предоставления имущества, налоговых и других льгот субъектам малого предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами Чеченской Республики, принимаемыми с целью повышения эффективности малого бизнеса и достижения значимых экономических и социальных результатов.

6. Предоставление бюджетных кредитов (займов) субъектам малого предпринимательства осуществляется при наличии у претендента собственных средств в размере не менее 20 процентов полного объема средств, необходимых для реализации проекта.

В объем собственных средств, направляемых на финансирование проекта, включаются:

основные средства претендента, непосредственно используемые в реализации проекта;

стоимость не завершенных строительством объектов, которые будут использоваться для реализации проекта;

выручка от реализации имущества, акций, взнос в уставный капитал в денежной форме;

прибыль и начисленная амортизация, получаемая в результате производственной деятельности в период создания производственных мощностей.

7. Размер бюджетного кредита (займа) субъектам малого предпринимательства не должен превышать 1 000 000 (один миллион) рублей.

8. Плата за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми субъектам малого предпринимательства на возвратной основе в рамках настоящего Положения, может устанавливаться в размере не менее 1/4 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент выделения средств.

Бюджетные кредиты (займы) предоставляются субъектам малого предпринимательства на возвратной основе на срок не более трех лет.

Порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов
субъектов малого предпринимательства

9. Основными целями проведения конкурсов по отбору инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства для получения бюджетных кредитов являются:

стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности в сфере малого предпринимательства;

обеспечение эффективного использования финансовых средств, предназначенных для развития и поддержки малого предпринимательства в Чеченской Республике.

10. Основными задачами конкурсного отбора являются:

создание условий для отбора наиболее эффективных проектов субъектов малого предпринимательства;

выявление перспективных для развития экономики республики проектов.

11. Организатором проведения конкурсов является Комитет.

12. Участниками конкурса являются субъекты малого предпринимательства Чеченской Республики.

13. Комитет публикует в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса и приеме заявок для участия в нем субъектов малого предпринимательства после утверждения республиканского бюджета ЧР на очередной финансовый год. Объявление о проведении конкурса должно содержать информацию об условиях конкурса и требованиях, предъявляемых к участникам.

14. Представляемые на конкурс проекты должны соответствовать основным направлениям развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с Программой.

15. Предлагаемые к конкурсному рассмотрению проекты субъектов малого предпринимательства для предоставления бюджетных кредитов в размере от 500 000 (пятьсот тысяч) рублей до 1 000 000 (один миллион) рублей включительно должны быть представлены в виде комплекта документов, который включает:

заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

копию свидетельства (решения) о государственной регистрации;

копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

копию устава (положения), а также всех изменений и дополнений к нему;

копию учредительного договора или решение уполномоченного органа о создании организации;

выписку банка о расчетных счетах заемщика;

бизнес-план (смету) проекта;

копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия за предыдущий год и последний отчетный период, заверенные налоговым органом, для физических лиц - декларацию о доходах, свидетельство об уплате единого налога или патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также расшифровка строк баланса (дебиторская, кредиторская задолженность);

расшифровка формы 2 по ОКУД "Отчет о прибылях и убытках"- для производственной деятельности;

документы о назначении первых лиц предприятия (с указанием их полномочий);

копии необходимых в соответствии с законодательством лицензий и разрешений для реализации проекта;

способ обеспечения возврата запрашиваемых бюджетных кредитов. Все копии сверяются с оригиналами сотрудниками комитета, о чем делается соответствующая подпись. Оригиналы документов не требуются, если заемщиком представлены нотариально заверенные копии.

Форма заявки, методические рекомендации по составлению бизнес-плана, а также перечень дополнительных документов, имеющих отношение к проекту, включая документы по обеспечению предоставляемых кредитов, утверждаются Комитетом".

предыдущий год и последний отчетный период, заверенные налоговым органом, для физических лиц - декларацию о доходах, свидетельство об уплате единого налога или патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также расшифровка строк баланса (дебиторская, кредиторская задолженность);

расшифровка формы 2 по ОКУД "Отчет о прибылях и убытках"- для производственной деятельности;

документы о назначении первых лиц предприятия (с указанием их полномочий);

копии необходимых в соответствии с законодательством лицензий и

разрешений для реализации проекта;

способ обеспечения возврата запрашиваемых бюджетных кредитов. Все копии сверяются с оригиналами сотрудниками комитета, о чем делается соответствующая подпись. Оригиналы документов не требуются, если заемщиком представлены нотариально заверенные копии.

Форма заявки, методические рекомендации по составлению бизнес-плана, а также перечень дополнительных документов, имеющих отношение к проекту, включая документы по обеспечению предоставляемых кредитов, утверждаются Комитетом.

16. Все проекты, допущенные к участию в конкурсе, подлежат комплексной экспертизе.

17. Для проведения комплексной экспертизы Комитетом создается экспертный совет.

18. Экспертный совет Комитета:

- принимает, регистрирует по мере поступления и подготавливает для участия в конкурсе заявки претендентов;

- рассматривает соответствие представленных документов требованиям нормативных актов, а также настоящему Положению;

- принимает решение о допуске к участию в конкурсе либо направляет претенденту мотивированный отказ;

- проводит экспертизу проектов с составлением краткого заключения. Оценка эффективности проекта производится на основании расчета показателей его экономической и бюджетной эффективности;

- подготавливает и ознакомляет членов Межведомственной комиссии по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства в Чеченской Республике (далее - Комиссия) с материалами конкурса

- краткая аннотация проекта;

- общий объем средств, необходимых для реализации проекта, в том числе объем государственной поддержки;

- основные показатели экономической и социальной эффективности;

- сроки предоставления средств;

- сроки, этапность, порядок и формы возврата предоставленных средств (в случае погашения задолженности товарными ресурсами, готовой продукцией и т.п.).

Прошедшие экспертизу проекты представляются на рассмотрение Комиссии.

19. Комиссия рассматривает поступившие проекты и отбирает из них наиболее эффективные.

Решения Комиссии оформляются протоколами, подписываются председательствующим на заседании и ответственным секретарем Комиссии.

20. На основании решения Комиссии готовится приказ Комитета о финансировании проекта победителя конкурса.

21. После издания приказа о предоставлении субъектам малого предпринимательства бюджетных кредитов (займов) оформляются:

- соглашение, заключаемое, между Комитетом и коммерческими банками Чеченской Республики, об обслуживании счетов заемщиков, открываемых для проведения операции по финансированию проекта;

- договор на финансирование проекта, заключенный между заемщиком и Комитетом;

- а также один из следующих документов:

- гарантия коммерческого банка в Чеченской Республике;

- договор залога ликвидного имущества, заключаемый между Комитетом и заемщиком в установленном порядке. Стоимость имущества, передаваемого в залог, должна превышать размер выдаваемого кредита на двукратную среднегодовую расчетную ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

- оформленные в установленном порядке поручительства страховых организаций, имеющих устойчивое финансовое положение, органов местного самоуправления районов и городов, а также акционерных обществ, получающих из республиканского бюджета ЧР средства на возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с законодательством.

Порядок учета и отчетности об использовании бюджетных средств

22. Порядок предоставления отчетности об использовании бюджетных средств устанавливается Комитетом в договорах с получателями бюджетных средств.

23. Периодичность и формы предоставления Комитетом информации по учету и отчетности бюджетных средств устанавливаются Министерством финансов ЧР.

24. Для учета расходов республиканского бюджета ЧР и обеспечения контроля за целевым использованием средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, заемщиками открываются лицевые счета в банках Чеченской Республики, с которыми заключено соглашение об обслуживании счетов, открываемых для проведения операций по финансированию проектов.

25. В случае непредставления заемщиком затребованной информации о целевом использовании бюджетных кредитов (займов), при нарушении сроков возврата кредитных средств и уплаты процентов за пользование ими, а также при выявлении фактов нецелевого использования кредитор приостанавливает либо прекращает финансирование проекта и принимает установленные законодательством меры по досрочному возврату средств и взысканию процентов.

Обеспечение возврата бюджетных кредитов

26. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетных кредитов (займов) могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев. Закладываемое имущество должно иметь высокую степень ликвидности.

27. Порядок оформления способов обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетных кредитов (займов) регламентируется законодательством.

28. В случае невозврата заемных средств Комитет принимает решение о взыскании причитающихся средств в соответствии с законодательством.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств

29. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.

30. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, предоставляемых заемщику, обеспечивается на всех этапах до их полного возврата, т.е. в течение срока действия кредитного договора.

31. Комитет осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Приложение N 3

к постановлению Правительства

Чеченской Республики

от 04.07.2006 г. N 69

Положение
о микрофинансировании субъектов
малого предпринимательства Чеченской Республики

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные требования и регламентирует порядок прохождения и оформления документов для принятия решений, заключения и исполнения договоров на предоставление субъектам малого предпринимательства микрозаймов на реализацию инвестиционных проектов.

1.2. Микрозаймы выдаются исходя из принципов: возвратности, срочности, возмездного и целевого использования. Основным критерием приоритетности финансирования инвестиционного проекта являются: реальность успешной реализации проекта, доходность и надежность инвестиций, социальная значимость проекта, наличие достаточного обеспечения.

1.3. Микрозаймы предоставляются на срок от одного года до трех лет и сумму до 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

1.4. Величина процентных ставок по микрозаймам устанавливается при заключении договора в размере не менее 1/4 от ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент выделения средств.

2. Регистрация заявок на предоставление кредитов

2.1. Заявка по микрозайму направляется в Комитет на его стандартном бланке, подписывается Заемщиком и заверяется печатью.

2.2. Заявки на микрозайм регистрируются в журнале.

2.3. Заявки, не отвечающие требованиям, изложенным в п. 3.1., регистрации не подлежат и возвращаются Заемщику в пятидневный срок с момента поступления заявки, с объяснением причины отказа в приеме заявки.

2.4. Предоставленная заявка на выдачу микрозаймов рассматривается в 10-дневный срок, в случае запроса дополнительных документов - в 10-дневный срок с даты их представления.

3. Анализ представленных данных и документов,
характеризующих заемщика

3.1. Анализ представленных документов о Заемщике проводится

Экспертным советом комитета с привлечением, при необходимости, независимых экспертов и осуществляется на основании следующих документов:

заявки на получение финансовой поддержки в соответствии с требованиями п. 2.1;

копии свидетельства о государственной регистрации;

копии устава (положения), а также всех изменений и дополнений к нему;

копии учредительного договора или решения уполномоченного органа о создании организации;

бизнес-плана (сметы) проекта.

Все копии сверяются с оригиналами сотрудниками комитета, о чем делается соответствующая подпись.

3.2. Все материалы должны быть скомплектованы в отдельной папке-скоросшивателе.

3.3. Заключение по анализу эффективности и реальности исполнения инвестиционного проекта подшивается в дело Заемщика.

4. Обеспечение исполнения обязательств

В качестве обеспечения исполнения обязательств Заемщика по возврату кредита Комитетом принимается залог, банковские гарантии и поручительства третьих лиц.

4.1. Залог имущества

4.1.1. При анализе предлагаемого в качестве обеспечения исполнения обязательств залога устанавливается возможность его реализации по рыночной цене в соответствии с требованиями гражданского законодательства и с учетом достаточности выручки от продажи для погашения кредита и процентов.

4.1.2. Для оценки предлагаемого в залог имущества у Заемщика запрашиваются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Залогодателя на закладываемое имущество:

- договоры купли-продажи, поставки, подряда и т.п. со спецификациями, сертификатами, документами, подтверждающими факт оплаты предлагаемого в залог имущества и другими приложениями;

- свидетельство о праве собственности;

- акт приема-передачи;

- иные документы (по необходимости).

б) договор страхования заложенного имущества и страховой полис.

4.1.3. По результатам анализа и проверки имущества, предоставляемого, а залог, Комитетом составляется заключение о соответствии его необходимым требованиям для обеспечения исполнения обязательства.

4.1.4. При передаче в залог здания, сооружения, строения или другой недвижимости устанавливается, обладает ли Заемщик правом собственности на это имущество, есть ли в этом имуществе доли других лиц и не является ли оно последующим залогом. Эти права подтверждаются соответствующими документами.

4.1.5. При приеме в залог движимого и недвижимого имущества осуществляется выезд на объект специалистов Комитета для определения соответствия предоставленных документов фактическому наличию имущества, и по результатам проверки составляется заключение в виде служебной записки.

4.2. Банковская гарантия

4.2.1. Банковская гарантия, выданная банком-гарантом, может приниматься в качестве обеспечения при выдаче микрозайма. Банковская гарантия должна быть безусловной, безотзывной и содержать в себе следующие условия: сумма гарантии должна быть не менее суммы основного долга и процентов за пользование кредитом. Факт выдачи банковской гарантии Комитету банком-гарантом должен быть подтвержден документально (ответ на заказное письмо или на письмо с уведомлением о вручении).

4.3. Поручительство

В качестве обеспечения при выдаче микрозайма принимается поручительство третьих лиц. Это могут быть хозяйствующие субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели) или физические лица (не менее двух человек).

4.3.1. При предоставлении микрозайма под поручительство юридических

лиц или индивидуальных предпринимателей необходимо предоставить:

заявление о намерении поручительства заемщика (гарантийное письмо); копию бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам на последнюю отчетную дату, заверенную налоговым органом.

4.3.2. В случае поручительства физических лиц необходимо предоставить:

заявление о намерении поручительства заемщика;

копию основного документа, удостоверяющего личность;

справку о среднемесячном заработке поручителя за последние 6 месяцев.

4.3.3. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Заемщиком

обязательств по договору Поручитель отвечает перед Заимодателем в том же объеме, как и должник, включая возврат долга, уплату процентов и неустойку за просрочку платежа.

4.3.4. При отказе Заемщика или Поручителя добровольно погасить задолженность по кредиту и процентов по нему комитет передает дело в арбитражный суд.

5. Экспертиза документов

5.1. По итогам переговоров с Заемщиком, проведенного анализа инвестиционного проекта, финансового состояния Заемщика и предлагаемого обеспечения, Экспертный совет комитета готовит заключение о возможности предоставления, микрозайма, которое включается в протокол.

5.2. В качестве общего вывода в заключении оценивается принципиальная целесообразность или нецелесообразность предоставления микрозайма Заемщику. Основными критериями отбора являются:

- экономическая привлекательность и социальная значимость проекта;

- опыт предпринимательской деятельности;

- целевое направление полученного микрозайма;

- обеспечение по возврату;

- место реализации проекта.

5.3. Решения оформляются протоколом с детальным указанием условий выдачи микрозайма (наименование заемщика, сумма и срок предоставления займа, обеспечение по возврату, процентная ставка, периодичность уплаты процентов и возврата займа) или причин отказа в финансировании.

6. Заключительные положения

6.1. После погашения основного долга по договору, начисленных процентов и штрафных санкций, договор считается закрытым.

6.2. Акт сверки подписывается сторонами по договору и после сверки расчетов подшивается в кредитное дело.

6.3. В журнале регистрации заявок на предоставление займа делается отметка о закрытии договора.

Приложение N 4

к постановлению Правительства

Чеченской Республики

от 04.07.2006 г. N 69

Положение
о порядке финансирования субъектов, занимающихся
образовательной деятельностью в рамках мероприятий Программы
поддержки и развития малого предпринимательства
в Чеченской Республике на 2006-2010 годы

Финансирование мероприятий Программы

1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год на развитие малого предпринимательства, а также средств федерального бюджета, местных бюджетов и иных, не запрещенных законом источников финансирования.

2. Финансовое обеспечение мероприятий Программы из республиканского бюджета осуществляется через комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - комитет) на основании договоров, заключаемых по результатам проведения соответствующих конкурсов, и в соответствии со структурой и объемом средств, предусмотренных для финансирования мероприятий Программы.

3. Объем средств, направляемых на поддержку и развитие малого предпринимательства, устанавливается законом Чеченской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

4. Финансирование мероприятий Программы осуществляется на безвозвратной основе.

5. Основными целями и задачами проведения конкурсов по отбору организаций занимающихся образовательной деятельностью для получения финансовых средств является:

- выбор образовательных организаций, осуществляющих качественную образовательную деятельность, обладающих необходимой материально-технической базой;

- обеспечение эффективного и целевого использования финансовых средств, предназначенных, для развития малого предпринимательства Чеченской Республики.

6. Организатором проведения конкурсов является комитет.

7. Участниками конкурса являются организации, учреждения, предприятия, всех форм собственности осуществляющих образовательную деятельность по обучению населения Чеченской Республики предпринимательской деятельности.

8. Структурные подразделения комитета, осуществляющие образовательную деятельность (бизнес-центры, центры развития малого предпринимательства и т.д.) финансируются вне конкурса.

9. Комитет публикует в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса и прием заявок.

10. Представляемый перечень документов, для участия в конкурсе включает:

- заявку на участие в конкурсе;

- копию устава (положения), а также всех изменений и дополнений к нему;

- копию учредительного договора или решения уполномоченного органа о создании организации;

- копию свидетельства (решения) о государственной регистрации организации (предприятия, учреждения и т.д.);

- перечень имущества предприятия;

- справку налоговой инспекции о наличии банковских счетов предприятия;

- лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

- список квалифицированных кадров;

- справку УФНС по ЧР об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Форма заявки утверждается комитетом.

11. Все документы, представленные на конкурс, подлежат комплексной экспертизе.

12. Для проведения комплексной экспертизы комитетом создается экспертный совет.

13. Экспертный совет комитета:

- принимает, регистрирует по мере поступления и подготавливает для участия в конкурсе заявки претендентов;

- рассматривает соответствие представленных документов требованиям нормативных актов, а также настоящему Положению;

- принимает решение о допуске к участию в конкурсе либо направляет претенденту мотивированный отказ;

Прошедшие экспертизу заявки представляются на рассмотрение Комиссии, созданной приказом комитета, в состав которой входят специалисты комитета и Министерства образования Чеченской Республики.

Решения Комиссии оформляются протоколами, подписываются председательствующим на заседании и ответственным секретарем Комиссии.

14. На основании решения Комиссии готовится приказ комитета о финансировании победителей конкурса.

15. После выхода приказа, комитетом заключается договор между сторонами о финансировании мероприятий Программы;

Порядок учета и отчетности об использовании бюджетных средств

16. Порядок предоставления отчетности об использовании бюджетных средств устанавливается комитетом в договорах с получателями бюджетных средств.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств

17. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.

18. Комитет осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, а также представления отчетности за пользование бюджетными средствами.

Приложение N 5

к постановлению Правительства

Чеченской Республики

от 04.07.2006 г. N 69

Положение
о порядке субсидирования процентных ставок по кредитам
(займам), привлеченным субъектами малого предпринимательства

(утратило силу)

КАЛЕНДАРЬ

<< < Июнь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Минюст России

Баннер 1 - вариант 4

Лизинговая поддержка

банер по лизингу - копия

База правовых решений

 

425х115-2

БИЗНЕС-НАВИГАТОР

220 на142

YouTube КАНАЛ

Без названия

Новое

ГОСУСЛУГИ

GU keyvisual infographic squared

 

Счетчик обращений

информер