Программа
поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 г. N 209)

г. Грозный

2010 г.

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011-2013 годы

Заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Основной разработчик Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Исполнители мероприятий Программы

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству;

организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики;

субъекты малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства - источника создания новых рабочих мест, развитие муниципальных образований республики и секторов экономики;

оптимизация системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Задачи Программы

Поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально-экономического уровня развития районов и городов республики. Развитие прогрессивных финансовых технологий.

Оптимизация деятельности существующей инфраструктуры, создание на территории республики современной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основные направления Программы

Формирование нормативной правовой базы для малого и среднего предпринимательства;

создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства;

научно-методическое и кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства;

информационное обслуживание малого и среднего предпринимательства и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

иные мероприятия

содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне

Сроки реализации Программы

2011 - 2013 годы

Источники финансирования Программы

средства федерального бюджета (средства из федерального бюджета будут выделяться по результатам участия в Конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации);

средства бюджета Чеченской Республики - 530 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты

Создание дополнительных рабочих мест;

насыщение рынков товарами и услугами местных производителей;

рост производства продукции;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы малого и среднего предпринимательства;

формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества;

развитие комплексной стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки малого и среднего предпринимательства

Механизм реализации

Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Система контроля

Правительство Чеченской Республики;

комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству

Раздел 1. Общие положения

Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) обладает стабилизирующим эффектом для экономики - это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы (далее - Программа) является продолжением реализации государственной политики в области развития МСП.

Программа сформирована на следующих принципах:

приоритетность развития МСП при реализации программ социально-экономического развития Чеченской Республики;

соответствие мер и форм поддержки и развития МСП реальным потребностям социально-экономического развития Чеченской Республики;

обеспечение комплекса услуг для субъектов МСП, возможность получения поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки МСП в Чеченской Республике;

непрерывность мониторинга состояния МСП в Чеченской Республике;

ответственность органов государственной власти Чеченской Республики за обеспечение благоприятных условий для развития МСП.

Раздел 2. Анализ проблемы

Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития МСП.

Малое и среднее предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест, МСП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Сохраняется ориентация МСП на государственный заказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Фермеры, из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности, заняты производством сена и зерна.

Значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недостаточности финансовых (кредитных) ресурсов.

Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития МСП в сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной и, прежде всего, овощной продукции.

Наряду с возрождением овощеводства фермерам республики предстоит восстановить поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.

Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда, МСП остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. МСП, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.

Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: нехватка первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования, нестабильность законодательной базы, недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров.

Раздел 3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Чеченской Республики

В целом МСП в Чеченской Республике является достаточно успешным, однако у него имеется ряд характерных для российского предпринимательства проблем, усугубляемых условиями региона, а также последствиями мирового финансового кризиса, среди которых следует особо отметить следующие:

нехватка нежилых помещений;

рост цен на энергоносители и сырье;

проблема доступа к банковским кредитам;

квалифицированные кадры;

административные барьеры.

Оценка значимости этих проблем и необходимость их преодоления нашли подтверждение в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законе Чеченской Республики от 15 декабря 2009 года N 70-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике", где в числе первоочередных задач социально-экономического развития Чеченской Республики определены:

развитие конкурентной среды;

развитие социального партнерства и трудового посредничества;

обеспечение устойчивого развития МСП, вовлечение промышленности и науки Чеченской Республики в макроэкономические процессы;

формирование условий для развития МСП, в том числе инновационного;

увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами МСП, создание новых рабочих мест;

применение позитивного опыта, накопленного Чеченской Республикой в сфере поддержки МСП;

в целях сохранения темпов экономического роста - оказание поддержки МСП, в первую очередь научно-производственным малым и средним предприятиям, производящим товары и услуги, с предоставлением предусмотренных нормативными правовыми актами Чеченской Республики льгот по обеспечению их нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности;

совершенствование системы финансовой и имущественной поддержки развития МСП через:

возможности фондов содействия кредитованию МСП Чеченской Республики и содействия развитию венчурных инвестиций в малые и средние предприятия в научно-технической сфере;

развитие системы микрофинансирования малых и средних предприятий;

создание инфраструктуры поддержки и развития малых и средних предприятий;

совершенствование мероприятий по размещению государственного заказа среди малых и средних предприятий;

создание условий для ускоренных темпов экономического роста на основе дальнейшего перехода экономики на инновационный путь развития;

развитие инновационной среды, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, уделяя особое внимание созданию соответствующих инженерной, социальной и коммуникационной инфраструктур;

создание условий для развития прикладной и отраслевой инновационной, научной деятельности;

реализация потенциала Чеченской Республики, в том числе как интеллектуального, научного, образовательного и исторического центра;

создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций с целью повышения их уровня, приходящегося на одного жителя Чеченской Республики;

совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;

создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве, прежде всего в сфере управления жилищным фондом;

создание положительного имиджа МСП;

создание условий для повышения предпринимательской активности и открытия собственного бизнеса молодыми людьми от 18 до 35 лет.

Раздел 4. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности МСП, создание новых рабочих мест, увеличение количества малых и средних предприятий, увеличение доли МСП во внутреннем валовом продукте, увеличение налоговых поступлений в бюджет путем совершенствования нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки МСП, привлечение дополнительных инвестиций.

Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:

преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых и средних предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности МСП;

ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, грантовая поддержка, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ МСП к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;

создание базы данных субъектов МСП.

Раздел 5. Система программных мероприятий

В системе программных мероприятий выделены семь основных направлений:

1. Формирование нормативной правовой базы предусматривает участие комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - Комитет) в комиссиях по разработке нормативных правовых документов, касающихся МСП.

2. Создание инфраструктуры поддержки МСП включает в себя организацию в Чеченской Республике системы бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, агробизнес-инкубаторов, информационно-маркетингового центра, юридического центра и т.п.

3. Финансовая поддержка МСП предусматривает предоставление грантов, субсидий и микрозаймов победителям конкурсов, проводимых в рамках реализации Программы.

4. Научно-методическое и кадровое обеспечение МСП включает в себя:

реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации для МСП и граждан республики;

программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развития процессов бизнес-инкубирования),

5. Информационное обслуживание МСП и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности играют важную роль в развитии предпринимательства. Для совершенствования информационного обслуживания необходимо создать постоянно обновляемую базу данных самих субъектов МСП. Для информационного обслуживания необходимы собственная периодическая печать, эфирное время на телевидении и радио.

6. Иные мероприятия;

7. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;

5.1. Формирование нормативной правовой базы для МСП

Настоящий подраздел Программы направлен на дальнейшее развитие нормативно-правового поля предпринимательской деятельности.

Реализация мероприятий данного подраздела позволит сформировать правовую среду развития МСП на базе учета федерального, республиканского и муниципального компонентов, а также создание системы обратной связи для оценки эффективности применения нормативных правовых актов для выявления их недостатков.

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

Разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере МСП

2011-2013 гг.

Комитет

Разработка ежегодных предложений в проект бюджета Чеченской Республики

2011-2013 гг.

Комитет

Разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения МСП

2011-2013 гг.

Комитет

5.2. Создание инфраструктуры поддержки МСП

Под инфраструктурой поддержки МСП понимается система государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих эффективное развитие предпринимательства, оказывающих субъектам МСП услуги в информационной, научно-технической, образовательной, консалтинговой, производственных сферах, маркетинговые услуги и т.д.

Задачей настоящего этапа является создание необходимых элементов инфраструктуры по всем основным направлениям МСП и формирование комплексной системы, способной взаимодействовать с потребителями и заинтересованными организациями.

N

Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Источник финансирования

Федеральный бюджет (тыс. руб.)

Республиканский бюджет (тыс. руб.)

1.

Завершение строительства производственного бизнес-инкубатора в городском округе город Грозный

2011 г.

Комитет

30 692,806

12 989,969

2.

Создание бизнес-инкубатора в Наурском муниципальном районе Чеченской Республики

2011 г.

Комитет

56 080

18 558,873

3.

Реконструкция здания ГУП"Республиканский бизнес-центр"

2011 г.

Комитет

-

32 460,101

4.

Реконструкция здания ГУП "Шалинский бизнес-центр"

2012 г.

Комитет

21 239,979

5.

Создание производственного бизнес-инкубатора

2012 г.

Комитет

12 639,130

28 891,712

2013 г.

98 241,015

25 000

6.

Покупка помещений в здании "Аргун-Сити" в городском округе город Аргун

2013 г.

Комитет

94 000

Итого:

197 652,951

233 140,634

* Средства из федерального бюджета будут выделяться по результатам участия в Конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Конкурс).

5.3. Финансовая поддержка МСП

В условиях недостаточности первоначального капитала, ограниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам малые и средние предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственного развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции, С этими факторами непосредственно связаны такие проблемы, как перемещение активности МСП из производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую сферы, развитие "теневого рынка" и неучтенного оборота денежных средств. В 2011-2013 гг. финансовая поддержка МСП должна сочетать: меры прямой и косвенной государственной поддержки, координацию деятельности органов и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности МСП, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрофинансирования, стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с МСП. В настоящее время созданы институты микрофинансирования и обеспечения кредитных ресурсов МСП. Средства финансовой поддержки МСП будут направлены на поддержку инвестиционных проектов в различных отраслях экономики.

Часть средств в виде субсидий будет направлена на следующие мероприятия:

предоставление грантов субъектам МСП;

поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП;

возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектами МСП процентов по привлеченным кредитам (займам);

возмещение части затрат субъектов МСП и объектов инфраструктуры поддержки МСП на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства и применение технологий энергосбережения.

Финансирование и реализация указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Комитетом.

Гарантийными фондами будут предоставляться поручительства по обязательствам (кредитам, займам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов МСП Чеченской Республики и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП Чеченской Республики. Финансирование данного мероприятия осуществляется в соответствии с порядком предоставления субсидий гарантийным фондам на мероприятие, по предоставлению поручительств субъектам МСП Чеченской Республики и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП Чеченской Республики (приложение 1).

Микрофинансовыми организациями будут предоставляться микрозаймы субъектам МСП Чеченской Республики. Финансирование данного мероприятия осуществляется в соответствии с порядком предоставления субсидий микрофинансовым организациям на мероприятие, по предоставлению микрозаймов субъектам МСП Чеченской Республики (приложение 2).

5.3.1. Предоставление грантов субъектам МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

18 000

29 797,269

17 200

Средства федерального бюджета

72 000

100 000

68 000

5.3.2. Субсидии на поддержку экспортно-ориентированных субъектов МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

-

-

-

Средства федерального бюджета

-

-

-

5.3.3. Субсидии на возмещение затрат субъектов МСП, связанных с уплатой ими процентов по привлеченным кредитам (займам)

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

-

-

9 000

Средства федерального бюджета

-

-

-

5.3.4. Субсидии на возмещение части затрат субъектов МСП и объектов инфраструктуры поддержки МСП на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства и применение технологий энергосбережения

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

-

-

-

Средства федерального бюджета

-

-

-

5.3.5. Предоставление гарантийным фондом поручительств субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

30 000

30 000

1 000

Средства федерального бюджета

120 000

120 000

3 179,157

5.3.6. Предоставление микрозаймов субъектам МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

18 000

18 000

10 000

Средства федерального бюджета

72 000

33 140

40 000

5.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение МСП

Развитие предпринимательства требует формирования уровня мышления, базирующегося на знаниях действующего законодательства, теоретических основ экономики, комплекса знаний в области менеджмента и маркетинга.

Для большинства субъектов МСП экономически не выгоден наем специалистов узкого профиля на постоянной основе в таких направлениях, как информационное обеспечение, финансовый менеджмент, анализ инвестиций, стратегическое управление, автоматизация производства, изучение рынка, юридические вопросы и т.д. Возникает необходимость в развитии гибкой системы подготовки и переподготовки кадров предпринимательских структур, систем консультирования, привлечение всех имеющихся интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов для укрепления и расширения сети профильных учебных заведений и организаций. Особое место в решении этого вопроса будет отведено бизнес-центрам комитета, фондам, учебно-деловым центрам и т.д.

Финансирование и реализация мероприятия по оказанию образовательных и консалтинговых услуг осуществляется в порядке, установленном Комитетом.

5.4.1. Оказание образовательных и консалтинговых услуг

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

16 129,652

12 000

20 000

Средства федерального бюджета

26 000

48 000

40 000

5.4.2. Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования)

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

7 500

13 000

27 000

Средства федерального бюджета

-

16 000

16 000

5.5. Информационное обслуживание МСП и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности

Реализация мероприятий по информационному обслуживанию МСП и поддержке выставочно-ярмарочной деятельности позволит обеспечить создание основ информационной поддержки предпринимательства в Чеченской Республике, доступ предпринимательских структур к необходимой информации, обеспечит прямые контакты между производителями и потребителями. Конечным результатом мероприятий является стимулирование среды, способствующей выходу малых и средних предприятий республики на общероссийский и внешние рынки и повышению их общей конкурентоспособности.

Финансирование и реализация мероприятий настоящего подраздела осуществляется в порядке, установленном Комитетом.

5.5.1. Формирование информационно-статистического массива, проведение маркетинговых исследований и социологического мониторинга по МСП, создание базы данных субъектов МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

-

-

-

Средства федерального бюджета

-

-

-

5.5.2. Организация целевых радио и телепрограмм. Подготовка и издание материалов по развитию и поддержке МСП

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

1 172,991

-

800

Средства федерального бюджета

-

-

3 200

5.5.3. Организация и участие в выставках, инвестиционных форумах, съездах, конференциях. Приобретение технического оборудования для организации выставок

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

2 188,414

2 071,040

3 000

Средства федерального бюджета

6 000

5 000

2 000

5.6. Иные мероприятия

Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию МСП, не включенных в настоящий раздел.

Источники финансирования

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

1 000

1 000

Средства федерального бюджета

4 000

4 000

5.7. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне

Предоставление субсидий муниципальным образованиям Чеченской Республики на содействие развитию малого и среднего предпринимательства осуществляется на условиях софинансирования мероприятий, предусмотренных муниципальными программами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Финансирование данного мероприятия осуществляется в соответствии с порядком предоставления субсидий муниципальным образованиям Чеченской Республики на мероприятия, предусмотренные муниципальными программами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (приложение 3).

Источники финансирования

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

3 000

4 000

2 000

Средства федерального бюджета

12 000

16 000

8 000

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы

Для реализации мероприятий Программы привлекаются следующие финансовые ресурсы

Источники финансирования

Всего (тыс. руб.)

С разбивкой по годам

2011 г. (тыс. руб.)

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Средства бюджета Чеченской Республики

530 000

160 000

160 000

210 000

Средства федерального бюджета

1 032 172,108

394 772,806

354 779,130

282 620,172

Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию Программы являются; формирование инфраструктуры поддержки МСП, создание механизмов гарантии в малом и среднем бизнесе, поддержка и развитие эффективных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, необходимых и выгодных для экономики Чеченской Республики.

Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

снизить уровень безработицы;

обеспечить насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

создать новые рабочие места, прежде всего в производственной сфере и сфере услуг;

увеличить вклад МСП во внутренний валовой продукт;

увеличить налогооблагаемую базу и пополнение бюджетов;

обеспечить создание элементов инфраструктуры, доступных для МСП и оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки МСП.


7.1. Показатели результативности реализации Программы

Наименование мероприятия Программы

Наименование показателя результативности

Количество субъектов МСП, которым оказана поддержка (ед.)

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%)

Доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта (%)

Количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Чеченской Республике (ед.)

количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тысячу существующих субъектов МСП (ед.)

Федеральный бюджет

Бюджет Чеченской Республики

Предоставление

226

57

8,2

14

2300

62

Предоставление гарантийным фондом поручительств субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки

2

1

8,2

14

2300

62

Предоставление микрозаймов субъектам МСП

56

14

8,2

14

2300

62

Оказание образовательных и консалтинговых услуг

1200

300

8,2

14

2300

62

Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования)

1000

250

8,2

14

2300

62

Организация и участие в выставках, инвестиционных форумах, съездах, конференциях.

Приобретение технического оборудования для организации выставок

280

70

8,2

14

2300

62

Иные мероприятия

200

50

8,2

14

2300

62

Содействие развитию МСП на муниципальном уровне

24

6

8,2

14

2300

62

Организация целевых радио и телепрограмм. Подготовка и издание материалов по развитию и поддержке МСП

1

1

8,2

14

2300

62

Создание инфраструктуры поддержки МСП

1

1

8,2

14

2300

62


Приложение 1

к Программе поддержки и развития

малого и среднего предпринимательства

в Чеченской Республике на 2011 - 1013 годы

Порядок
предоставления субсидий гарантийным фондам на мероприятие по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) разработан в целях реализации мероприятия по предоставлению гарантийными фондами поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики (далее - субъекты МСП) и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (далее - мероприятие) подраздела 5.3 Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 года N 209 (далее - Программа).

1.2. Порядок определяет правила предоставления субсидий гарантийным фондам, зарегистрированным на территории Чеченской Республики (далее - гарантийный фонд), на мероприятие, а также процедуру подачи и рассмотрения подаваемых гарантийными фондами документов, порядок и размеры финансирования мероприятия.

1.3. Субсидии предоставляются гарантийным фондам, прошедшим отбор.

1.4. Победившие в отборе гарантийные фонды (далее - победители отбора) получают субсидии для реализации мероприятия.

1.5. Субсидии предоставляются за счет средств бюджета Чеченской Республики, а также могут формироваться за счет средств федерального бюджета. Объем средств, направляемых на финансирование мероприятия, устанавливается Программой.

1.6. Отбор организовывается и проводится Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - Организатор).

1.7. Процедуру отбора осуществляет экспертный совет Организатора (далее - экспертный совет) в соответствии с Положением об экспертном совете и настоящим Порядком.

1.8. Распорядителем средств, направляемых на субсидирование, является Организатор.

1.9. Размер предоставляемой субсидии определяется экспертным советом.

2. Основная цель отбора

2.1. Основной целью отбора является выявление наиболее эффективных участников отбора, развивающих систему гарантий и поручительств по обязательствам субъектов МСП и инфраструктуры поддержки субъектов МСП, основанных на кредитных договорах, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах и обеспечивающих доступ субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, тем самым содействующих активизации процесса создания новых и развития действующих малых и средних предприятий в Чеченской Республике.

3. Требования к участникам отбора

3.1. В отборе могут принять участие гарантийные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и осуществляющие свою деятельность на территории Чеченской Республики.

3.2. Гарантийный фонд, к моменту представления на отбор документов, должен быть создан как юридическое лицо, основным видом которого, в соответствии с учредительными документами, является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

3.3. На участие в отборе не допускаются гарантийные фонды, не представившие документы, определенные Порядком, и (или) представившие недостоверные документы и сведения.

4. Критерии отбора

4.1. Критериями отбора гарантийных фондов являются следующие показатели:

соотношение собственных средств, используемых на мероприятия, к запрашиваемой в заявке сумме субсидии;

наличие у гарантийного фонда не менее 2 (двух) действующих соглашений о сотрудничестве с финансовыми организациями (коммерческими банками, страховыми организациями, лизингодателями, микрофинансовыми институтами);

отсутствие просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней (за исключением задолженности, по которой оформлены в установленном порядке соглашения о реструктуризации, соблюдаются графики погашения задолженности и своевременно осуществляются текущие платежи).

5. Объявление о начале реализации мероприятия

5.1. Объявление о начале реализации мероприятия публикуется Организатором в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте Организатора.

5.2. Объявление о начале реализации мероприятия должно содержать следующую информацию:

наименование мероприятия;

дату и время начала и окончания приема заявок;

адрес для представления гарантийными фондами документов, необходимых для участия в отборе;

контактные телефоны Организатора;

адреса электронной почты Организатора.

6. Подготовка и подача заявки

6.1. Для участия в отборе гарантийный фонд подает нарочным заявку на участие в отборе (далее - заявка) по форме, установленной Организатором.

Заявка подготавливается и представляется гарантийным фондом в соответствии с условиями проведения отбора и требованиями Порядка. К заявке должны прилагаться следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации гарантийного фонда;

2) копия свидетельства о постановке на налоговый учет гарантийного фонда;

3) копия документа о назначении руководителя гарантийного фонда, с указанием его полномочий;

4) копии учредительных документов гарантийного фонда;

5) копии действующих соглашений о сотрудничестве с финансовыми организациями (коммерческими банками, страховыми организациями, лизингодателями, микрофинансовыми институтами), заключенных с гарантийным фондом.

6.2. Экспертный совет назначает лиц, ответственных за прием и регистрацию заявок гарантийных фондов (далее - ответственные лица), Представленные гарантийным фондом согласно пункту 6.1 Порядка копии документов должны быть сверены ответственными лицами с их оригиналами и подшиты вместе с заявкой в отдельную папку.

Заявка считается принятой и допущенной к участию в отборе со дня поступления ответственным лицам всех указанных в пункте 6.1 Порядка документов.

6.3. Основаниями для отказа гарантийному фонду в принятии ответственными лицами заявки с приложениями служат:

некомплектность и (или) неправильное оформление документов, предусмотренных в пункте 6.1 Порядка;

наличие недостоверных и (или) искаженных сведений в представленных документах, указанных в пункте 6.1 Порядка.

6.4. Организатор имеет право перенести окончательную дату приема заявок на более поздний срок, опубликовав соответствующее сообщение в средствах массовой информации не позднее, чем за 3 дня до первоначально объявленного срока окончания приема заявок.

6.5. Заявка, предоставленная после даты и времени окончания приема заявок, указанных в объявлении, к рассмотрению не принимается и возвращается гарантийному фонду.

6.6. В целях получения разъяснений о порядке подготовки и подачи заявки, содержании и требований Порядка, гарантийный фонд, желающий принять участие в отборе, может обратиться с запросом к Организатору в официальном порядке не позднее, чем за 10 дней до срока окончания приема заявок. Организатор обязан в течение 7 дней со дня получения запроса дать на него официальный ответ.

6.7. Информация, касающаяся анализа, оценки и сопоставления зарегистрированных заявок, не подлежит разглашению до официального объявления результатов отбора.

7. Предоставление субсидий победителям отбора

7.1. В течение двадцати дней с момента получения протокола от экспертного совета, Организатор на его основании заключает с каждым гарантийным фондом, победившим в отборе, договор предоставления субсидии на предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (далее - договор) в целях реализации мероприятия, по форме, утвержденной Организатором.

7.2. Субсидия предоставляется победителю отбора в соответствии с условиями договора.

7.3. В случае нарушения условий договора со стороны победителя отбора, последний обязан вернуть полученную субсидию в течение одного месяца с момента уведомления о расторжении договора.

7.4. Контроль за целевым использованием гарантийным фондом предоставленной субсидии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Приложение 2

к Программе поддержки и развития

малого и среднего предпринимательства

в Чеченской Республике на 2011 - 1013 годы

Порядок
предоставления субсидий микрофинансовым организациям на мероприятие по предоставлению микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятия по предоставлению микрофинансовыми организациями микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики (далее соответственно - мероприятие, субъекты МСП) подраздела 5.3 Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 года N 209 (далее - Программа).

1.2. Порядок определяет правила предоставления субсидий микрофинансовым организациям, зарегистрированным на территории Чеченской Республики (далее - микрофинансовая организация), на мероприятие, а также процедуру подачи и рассмотрения подаваемых микрофинансовыми организациями документов, порядок и размеры финансирования мероприятия.

1.3. Субсидии предоставляются микрофинансовым организациям, прошедшим отбор.

1.4. Победившие в отборе микрофинансовые организации (далее - победители отбора) получают субсидии для реализации мероприятия.

1.5. Субсидии предоставляются за счет средств бюджета Чеченской Республики, а также могут формироваться за счет средств федерального бюджета. Объем средств, направляемых на финансирование мероприятия, устанавливается Программой.

1.6. Отбор организовывается и проводится Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - Организатор).

1.7. Процедуру отбора осуществляет экспертный совет Организатора (далее - экспертный совет) в соответствии с Положением об экспертном совете и настоящим Порядком.

1.8. Распорядителем средств, направляемых на субсидирование, является Организатор.

1.9. Размер предоставляемой субсидии определяется экспертным советом.

2. Основная цель отбора

2.1. Основной целью отбора является выявление наиболее эффективных участников отбора, развивающих рынок микрозаймов для субъектов МСП, содействующих формированию благоприятного предпринимательского климата, активизации процесса создания новых и развития действующих малых и средних предприятий в Чеченской Республике, стимулирующих предпринимательскую активность.

3. Требования к участникам отбора

3.1. В отборе могут принять участие микрофинансовые организации, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятельность и внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

3.2. Микрофинансовая организация, к моменту представления на отбор документов, должна быть создана как юридическое лицо, основным видом деятельности которой, в соответствии с учредительными документами, является предоставление микрозаймов субъектам МСП.

3.3. На участие в отборе не допускаются микрофинансовые организации, не представившие документы, определенные Порядком, и (или) представившие недостоверные документы и сведения.

4. Критерии отбора

4.1. Критериями отбора микрофинансовых организаций являются следующие показатели:

соотношение суммы субсидии к сумме, запрашиваемой в заявке;

микрофинансовая организация зарегистрирована и осуществляет свою деятельность на территории Чеченской Республики;

отсутствие просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней (за исключением задолженности, по которой оформлены в установленном порядке соглашения о реструктуризации, соблюдаются графики погашения задолженности и своевременно осуществляются текущие платежи);

опыт работы по предоставлению микрозаймов субъектам МСП.

5. Объявление о начале реализации мероприятия

5.1. Объявление о начале реализации мероприятия публикуется Организатором в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте Организатора.

5.2. Объявление о начале реализации мероприятия должно содержать следующую информацию:

наименование мероприятия;

дату и время начала и окончания приема заявок;

адрес для представления микрофинансовыми организациями документов, необходимых для участия в отборе;

контактные телефоны Организатора;

адреса электронной почты Организатора.

6. Подготовка и подача заявки

6.1. Для участия в отборе микрофинансовая организация подает нарочным заявку на участие в отборе (далее - заявка) по форме, установленной Организатором.

Заявка подготавливается и представляется микрофинансовой организацией в соответствии с условиями проведения отбора и требованиями Порядка. К заявке должны прилагаться следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации микрофинансовой организации;

2) копия свидетельства о постановке микрофинансовой организации на налоговый учет;

3) копия документа о назначении руководителя микрофинансовой организации, с указанием его полномочий;

4) копии учредительных документов микрофинансовой организации.

6.2. Экспертный совет назначает лиц, ответственных за прием и регистрацию заявок микрофинансовых организаций (далее - ответственные лица). Представленные микрофинансовой организацией согласно пункту 6.1 Порядка копии документов должны быть сверены ответственными лицами с их оригиналами и подшиты вместе с заявкой в отдельную папку.

Заявка считается принятой и допущенной к участию в отборе со дня поступления ответственным лицам всех указанных в пункте 6.1 Порядка документов.

6.3. Основаниями для отказа микрофинансовой организации в принятии ответственными лицами заявки с приложениями служат:

некомплектность и (или) неправильное оформление документов, предусмотренных в пункте 6.1 Порядка;

наличие недостоверных и (или) искаженных сведений в представленных документах, указанных в пункте 6.1 Порядка.

6.4. Организатор имеет право перенести окончательную дату приема заявок на более поздний срок, опубликовав соответствующее сообщение в средствах массовой информации не позднее, чем за 3 дня до первоначально объявленного срока окончания приема заявок.

6.5. Заявка, предоставленная после даты и времени окончания приема заявок, указанных в объявлении, к рассмотрению не принимается и возвращается микрофинансовой организации.

6.6. В целях получения разъяснений о порядке подготовки и подачи заявки, содержании и требований Порядка, микрофинансовая организация, желающая принять участие в отборе, может обратиться с запросом к Организатору в официальном порядке не позднее, чем за 10 дней до срока окончания приема заявок. Организатор обязан в течение 7 дней со дня получения запроса дать на него официальный ответ.

6.7. Информация, касающаяся анализа, оценки и сопоставления зарегистрированных заявок, не подлежит разглашению до официального объявления результатов отбора.

7. Предоставление субсидий победителям отбора

7.1. В течение двадцати дней с момента получения протокола от экспертного совета Организатор заключает с каждой микрофинансовой организацией, победившей в отборе, договор предоставления субсидии на предоставление микрозаймов субъектам МСП (далее - договор) в целях реализации мероприятия, по форме, утвержденной Организатором.

7.2. Субсидия предоставляется победителю отбора в соответствии с условиями договора.

7.3. В случае нарушения условий договора со стороны победителя отбора последний обязан вернуть полученную субсидию в течение одного месяца с момента уведомления о расторжении договора.

7.4. Контроль за целевым использованием микрофинансовой организацией предоставленной субсидии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Приложение 3

к Программе поддержки и развития

малого и среднего предпринимательства

в Чеченской Республике на 2011 - 1013 годы

Порядок
предоставления субсидий муниципальным образованиям Чеченской республики на мероприятия, предусмотренные муниципальными программами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства

1.1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) разработан в целях реализации мероприятия подраздела 5.7 (далее - мероприятие) Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011 - 2013 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 года N 209.

1.2. Порядок определяет правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Чеченской Республики (далее - муниципальное образование) на мероприятия, предусмотренные муниципальными программами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - муниципальная программа), процедуру подачи и рассмотрения, подаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики документов, порядок и размеры финансирования мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Субсидии предоставляются муниципальным образованиям Чеченской Республики на условиях софинансирования мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

1.3. Субсидия предоставляется муниципальному образованию, прошедшему отбор (далее - отбор).

1.4. Победившие в отборе муниципальные образования (далее - победитель отбора), получают субсидии для реализации представленных на отбор мероприятий (далее - проект), предусмотренных муниципальными программами, в размере определяемым экспертным советом Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

1.5. Софинансирование мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Чеченской Республики, а также может формироваться за счет средств федерального бюджета. Объем средств, направляемых на финансирование мероприятия, устанавливается Программой.

1.6. Отбор организовывается и проводится комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству (далее - Организатор).

1.7. Процедуру отбора осуществляет Экспертный совет Организатора (далее - Экспертный совет) в соответствии с Положением об Экспертном совете и настоящим Порядком.

1.8. Распорядителем средств, направляемых на субсидирование, является Организатор.

2. Основная цель отбора

2.1. Основной целью отбора является выявление наиболее эффективных проектов участников отбора, направленных на решение проблем экономического и социального развития муниципального образования для предоставления субсидии, формирование благоприятного предпринимательского климата, активизация процесса создания новых и развития действующих малых и средних предприятий в муниципальном образовании, стимулирование предпринимательской активности.

3. Требования к участникам отбора

3.1. В отборе могут принять участие:

- органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики с представленными на отбор утвержденными муниципальными программами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на текущий финансовый год;

3.2. Принимающие участие в отборе проекты должны соответствовать мероприятиям, установленным разделом 5 Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2010 года N 209.

3.3. На участие в отборе не допускаются муниципальные образования не представившие документы, определенные Порядком и (или) представившие недостоверные документы и сведения.

4. Критерии отбора

4.1. Критериями отбора представленных муниципальными образованиями проектов являются следующие показатели:

- экономическая эффективность;

- объем реализации;

- объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- срок окупаемости;

- количество вновь создаваемых или требующихся рабочих мест;

- соотношение суммы субсидии к общей стоимости проекта;

- наличие инновационной составляющей в проекте;

5. Объявление о начале реализации мероприятия

5.1. Объявление о начале реализации мероприятия публикуется Организатором в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте Организатора.

5.2. Объявление о начале реализации мероприятия должно содержать следующую информацию:

- наименование мероприятия;

- дату и время начала и окончания приема заявок;

- адрес для представления муниципальными образованиями документов, необходимых для участия в отборе;

- контактные телефоны Организатора;

- адреса электронной почты Организатора.

6. Подготовка и подача заявки

6.1. Для участия в отборе орган местного самоуправления муниципального образования подает нарочным заявку на участие в отборе (далее - заявка) по форме, утвержденной Организатором.

Заявка подготавливается и представляется органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с условиями проведения отбора и требованиями Порядка. К заявке должны прилагаться следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации;

2) копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

3) копия документа о назначении руководителя органа местного самоуправления муниципального образования, с указанием его полномочий;

4) копия устава муниципального образования;

5) копия муниципальной программы;

6) проект по мероприятию муниципальной программы, заявленный на субсидирование;

7) выписка из бюджета муниципального образования в части средств, предусмотренных на реализацию мероприятий.

6.2. Экспертный совет назначает лиц, ответственных за прием и регистрацию заявок муниципальных образований (далее - ответственные лица). Представленные муниципальным образованием, согласно пункту 6.1 Порядка копии документов должны быть заверены подписью и печатью вышестоящего органа и подшиты вместе с заявкой в отдельную папку.

Заявка считается принятой и допущенной к участию в отборе со дня поступления ответственным лицам всех указанных в пункте 6.1 Порядка документов.

6.3. Основанием для отказа муниципальному образованию в принятии ответственными лицами заявки с приложениями служат:

некомплектность и (или) неправильное оформление документов, предусмотренных в пункте 6.1 Порядка;

наличие недостоверных и (или) искаженных сведений в представленных документах, указанных в пункте 6.1 Порядка.

6.4. Организатор имеет право перенести окончательную дату приема заявок на более поздний срок, опубликовав соответствующее сообщение в средствах массовой информации не позднее, чем за 3 дня до первоначально объявленного срока окончания приема заявок.

6.5. Заявки, предоставленные после даты и времени окончания приема заявок, указанных в объявлении, к рассмотрению не принимаются и возвращаются муниципальным образованиям.

6.6. В целях получения разъяснений о порядке подготовки и подачи заявки, содержании и требований Порядка орган местного самоуправления муниципального образования, желающий принять участие в отборе, может обратиться с запросом к Организатору в официальном порядке не позднее, чем за 10 дней до срока окончания приема заявок. Организатор обязан в течение 7 дней со дня получения запроса дать на него официальный ответ.

6.7. Информация, касающаяся анализа, оценки и сопоставления зарегистрированных заявок, не подлежит разглашению до официального объявления результатов отбора.

7. Предоставление субсидий победителям отбора

7.1. В течение пяти дней с момента получения протокола от Экспертного совета, Организатор издает приказ о финансировании проектов победителей отбора (далее - приказ).

7.2. В течение 20 дней с момента издания приказа, Организатор заключает с каждым органом местного самоуправления муниципального образования, победившим в отборе отдельное соглашение о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия (далее - соглашение) по форме, утвержденной Организатором.

7.3. Субсидия предоставляется муниципальному образованию в соответствии с условиями соглашения.

7.4. В случае нарушения условий соглашения со стороны муниципального образования, последнее обязано вернуть полученную субсидию в течение одного месяца с момента уведомления о расторжении соглашения.

7.5. Контроль за целевым использованием муниципальным образованием предоставленной субсидии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

КАЛЕНДАРЬ

<< < Июнь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Минюст России

Баннер 1 - вариант 4

Лизинговая поддержка

банер по лизингу - копия

База правовых решений

 

425х115-2

БИЗНЕС-НАВИГАТОР

220 на142

YouTube КАНАЛ

Без названия

Новое

ГОСУСЛУГИ

GU keyvisual infographic squared

 

Счетчик обращений

информер