Проверка фас: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос.

Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом “О защите конкуренции” и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Иные полномочия

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

  • Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.
  • Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.
  • Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.
  • ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.
  • Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.
  • Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 340″Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Источник: https://www.uristol.ru/medicine/planovaya-proverka-edinoi-komissii-fas-mozhet-provesti-proverka-fas/

Подготовка к проверкам

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Обеспечим подготовку к проверкам государственных организаций. Работаем быстро и профессионально.

Основания для проведения проверок

Проверка любой контролирующей организации, будь то Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, трудовая инспекция или любая другая госорганизация – это всегда не самая приятная новость для предприятия. Важно заблаговременно к ней подготовиться и быть во всеоружии. Для этого нужно знать ответы на 3 вопроса:

  1. Что именно проверяется?
  2. Как подготовиться к проверке?
  3. Как в целом проходит процедура проверок?

Задача любого вида проверок – контроль соблюдения предприятием требований законодательства.Например:

  • в случае проверки Росприроднадзором это касается содержания Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды,
  • при проверке по охране труда – соблюдения требований Трудового кодекса РФ,
  • проверка Ростехнадзора направлена на контроль соблюдения Закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
  • Роспотребнадзора – Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Объекты проверок контролирующих организаций

Объектами проверок выступают предприятия в лице юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций, относящих себя к предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП).

Росприроднадзор или природоохранная прокуратура проверяет те организации, деятельность которых соприкасается с охраной окружающей среды или напрямую влияет на экологическую обстановку в районе функционирования предприятия.

Обратите внимание

Ростехнадзор может проверить лишь те организации, которые относятся к опасным производственным объектам (ОПО), и на которых важным является соблюдение требований промбезопасности.

Проверки, проводимые Роспотребнадзором, в первую очередь затрагивают деятельность, связанную с общественным питанием, оказанием медицинских услуг, торговлей или образованием. Однако, они также могут проводиться и на промышленных предприятиях для контроля санитарного состояния промплощадки и эксплуатируемых зданий. Проверки инспекции по охране труда могут затронуть любой вид деятельности.

Плановые и внеплановые проверки

Все виды проверок, какими бы организациями они не проводились, делятся на плановые и внеплановые проверки.

О плановых проверках предприятие может узнать самостоятельно, заглянув на сайт Генпрокуратуры, в которой утверждаются все планы по предстоящим проверкам.

О таких проверках заблаговременно оповещают предприятие и сами контролирующие организации, обычно предупреждая за три дня до ее начала.

Внеплановые проверки обычно возникают при поступлении жалобы на предприятие со стороны граждан, юридических лиц и прочих организаций о несоблюдении требований установленного законодательства. Есть и другие основания для проведения внеплановых проверок, например, такие, как:

  • контроль исполнения выданных в ходе проводимых ранее проверок предписаний;
  • возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья населения или окружающей природной среды;
  • несчастные случаи, связанные с производством;
  • приказ вышестоящего органа (например, прокуратуры или генпрокуратуры) или руководителя контролирующей организации.

О внеплановой проверке предприятие обычно узнает за 24 часа до ее начала – а в такой срок довольно непросто тщательно подготовиться к проверке. Поэтому к подготовке стоит приступать заблаговременно.

Законодательные требования, предъявляемые к процедуре проведения проверки

Требования, предъявляемые к проверкам любой контролирующей организации, за исключением прокурорских проверок, регламентированы Законом №294-ФЗ от 26.12. 08 г., согласно которому их сроки не могут превысить 20 дней. При необходимости проведения дополнительных исследований – не могут быть продлены более чем на 20 дней.

В случае с прокурорской проверкой для ее проведения нет четко установленных сроков, так как проверяющий прокурор вправе проконтролировать любой объект деятельности предприятия.

Все же остальные проверки придерживаются установленных в плане проверок предмета и объекта проверки и не могут запрашивать у предприятия документацию, выходящую за их рамки.

В противном случае результаты проверки могут быть признаны незаконными.

Что проверяется при выездных проверках?

Еще один способ классификации – проверки можно разделить на выездные и документарные.

Первые осуществляются в том случае, когда контролирующей организации необходимо проверить законность и точность предоставляемых в документах сведений. Обычно при выездной проверке проверяются:

  • соблюдение законодательных требований, предъявляемых к территории предприятия, зданиям и сооружениям, расположенным на промплощадке;
  • соблюдению условий труда работников (при проверке по охране труда, Роспотребнадзора или Ростехнадзора);
  • показателей качества окружающей среды (Росприроднадзор и Роспотребнадзор);
  • прочим объектам, качество которых можно определить визуально или при помощи дополнительных, например, лабораторных исследований.

Что проверяется во время документарной проверке?

Чаще всего проверки не выходят за рамки документарных. При таком виде проверок проверяется только документация, предоставленная предприятием по запросу контролирующей организации. При проверке любой государственной организации в первую очередь будут рассмотрены юридические и уставные документы предприятия. Пакет такие документов един для всех видов проверок и в его состав входят:

  • правоустанавливающие документы на землю и здания (договора, акты, свидетельства собственности);
  • реквизиты предприятия (ИНН, ОГРН и т.п.);
  • устав предприятия;
  • сведения о руководителе и приказ о его назначении;
  • имеющиеся у предприятия лицензии;
  • проектная документация.

Список прочих, предоставляемых предприятием документов зависит от вида проверяющей организации и предмета предстоящей проверки.

Основная документация, запрашиваемая при проверке Росприроднадзора или природоохранной прокуратуры

Проверки Росприроднадзора или природоохранной прокуратуры, помимо вышеперечисленных документов, затрагивают всю документацию предприятия, касающуюся сферы охраны окружающей среды. К ней относятся:

  • паспорта отходов 1- 4 класса опасности,
  • экологические проекты и утвержденные в их составе нормативы (ПДВ, НДС, ПНООЛР и т.д.);
  • экологическая отчетность предприятий;
  • журналы первичного учета;
  • расчеты платы за НВОС;
  • производственный контроль и природоохранные мероприятия;
  • сертификаты об обучении сотрудников по обращению с опасными отходами или экологической безопасности;
  • документация по отходам – лицензии, договоры на передачу их сторонним организациям для дальнейшего обращения и документы, подтверждающие факт передачи отходов;
  • данные лабораторного контроля качества окружающей среды;
  • сведения об имеющихся очистных сооружениях и установках.

Документация при проверках по охране труда

При проверках инспекции по труду, помимо юридических данных предприятия, могут быть запрошены также:

  • инструкции по технике безопасности и журналы проведения инструктажа;
  • положение о службе охраны труда, должностная инструкция и приказ о назначении инженера по ТБ;
  • удостоверения по обучению сотрудников охране руда;
  • сведения о наличии СИЗ и выдаче их сотрудникам предприятия;
  • данные о прохождении работниками медосмотров;
  • сведения о работах повышенной опасности и допусках к ним;
  • протоколы результатов проведения специальной оценки условий туда;
  • данные о нечастных случаях и их расследованиях;
  • протоколы испытаний оборудования предприятия.

Какие основные документы может проверить Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор дополнительно запрашивает такие сведения, как:

  • договоры на вывоз отходов и проведение дератизации, дезинфекции, дезинсекции помещений;
  • протоколы лабораторных замеров показателей качества окружающей природной среды;
  • документацию по части трудовых отношений с сотрудниками – сведения об их образовании, наличии трудовых и медицинских книжек, трудовые договора сотрудников, данные о прохождении медосмотров;
  • сведения о проверках санитарного состояния;
  • документацию на реализуемую продукцию – договора поставщиков, сертификаты качества, экспертные заключения на продукцию;
  • результаты проведения производственного контроля и наличие самой программы санитарного производственного контроля,
  • результаты проведения периодических медицинских осмотров,
  • рабочие паспорта женщин.
Читайте также:  Заработок на скачивании файлов на компьютер сайты для заработка

Основные документы для проверки Ростехнадзором

В перечень документации, проверяемой Ростехнадзором, могут войти:

  • сведения о персонале ОПО – сертификаты на обучение по промбезопасности, допуски к работе на ОПО, должностные инструкции и приказы о назначении ответственных лиц, штатное расписание и режим работы;
  • сведения об используемом оборудовании – перечень, сертификаты, данные поверок, паспорта и прочая эксплуатационная документация, информация о проводимом ремонте;
  • данные производственного контроля, в том числе сдачу годовой отчетности в Ростехнадзор;
  • договоры со спецорганизациями, осуществляющими обслуживание и ремонт ОПО, а также содействующими в устранении аварийных ситуаций;
  • сведения о наличии чрезвычайных ситуаций и мероприятий по их предупреждению и расследованию при наличии.

Рекомендации для подготовки к проверке

Во всех случаях для успешной подготовки к предстоящей проверке предприятиям рекомендуется в первую очередь организовать аудит имеющейся документации. Это позволит:

  • получить рекомендации по организации документооборота и делопроизводства,
  • устранить нарушения при ведении документации,
  • восполнить перечень требуемых законодательно документов.

Также рекомендуется регулярно и своевременно обучать сотрудников по требуемым программам, повышая их квалификацию и знания о законодательстве и последних изменениях в нем.

Кроме того, предприятиям необходимо вести и своевременно сдавать всю отчетность в контролирующие организации, также уделяя внимание и ведению внутренней документации.

Важно

Для предупреждения нарушений, выявляемых при выездных проверках, рекомендуется регулярно поддерживать исправное состояние зданий и сооружений, благоустроить территорию предприятия и места хранения отходов (согласно СанПинам).

Особое внимание следует уделить рабочим местам и соблюдению на них требований трудового законодательства – поддержанию благоприятного микроклимата, разработке систем по обеспечения безопасности сотрудников (указателей и знаков безопасности, подступов к рабочим местам и порядку на них), соблюдению предельно допустимых уровней физического воздействия.

Ответственность при возможных нарушениях

Что касается ответственности за выявляемые нарушения, то она регламентирована «Кодексом об административных правонарушениях», а в некоторых случаях даже Уголовным кодексом РФ. В качестве примера могут выступать следующие статьи и разделы вышеуказанных законодательных актов:

  • нарушения экологического законодательства классифицируются согласно главы 8 КоАП;
  • нарушения, выявляемые Роспотребнадзором – статьями 6.3, 14.7, 114.8 КоАП или 236 статьей УК РФ;
  • нарушения промбезопасности подпадают под действие главы 9 КоАП;
  • нарушения трудового законодательства отражены в ст. 5.27 КоАП.

Вышеописанные нарушения могут сопровождаться многотысячными штрафами, отстранением от должностных обязанностей ответственных лиц, приостановлением деятельности предприятия или даже лишением свободы виновных. В последнее время есть тенденция к ужесточению наказания, в том числе, и серьезному повышению размеров штрафных санкций.

Источник: https://sot3.ru/proverki-rosprirodnadzora

Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок

26.08.2017

Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены – с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить “спорные” действия со стороны ФАС.

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством.

Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru.

В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ “О защите конкуренции”, и ФЗ “О естественных монополиях”, а также различные правила и стандарты.

Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:

  • Признаки недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно низкие или высокие цены на продукцию предприятия, нарушение порядка ценообразования;
  • Распространение ложной информации о потенциальных конкурентах;
  • Разглашение чужой коммерческой тайны;
  • Ложная реклама;
  • И иные;

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Этапы проверок

  1. Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».

  2. Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
  3. Если все – таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.

  4. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении.

    Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.

  5. В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.

У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением.

Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».

Источник: https://zhorin.com/articles/chto-proveryaet-fas-vidy-i-etapy-proverok/

Проведение проверок ФАС

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

  • Что такое ФАС России
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
  • Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
  • Другими словами, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, которое  неразрывно связано с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и направлено на развитие свободной и добросовестной конкуренции, а также на  укрепление рыночных отношений в Российской Федерации.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона “О защите конкуренции”).

Какое отношение антимонопольное законодательство РФ может иметь к Вам.

Действия (бездействие) конкурентов и других Ваших контрагентов, а также  органов власти, нарушающие антимонопольное законодательство РФ,  которые влекут серьезные последствия для Вашего бизнеса. Негативными последствиями для Вас могут стать, например, сокращение доли на рынке, которое, в свою очередь может привести в лучшем случае к снижению прибыли, в худшем  – к банкротству.

Ваши собственные действия (бездействие), направленные на повышение эффективности бизнеса или связанные с расширением бизнеса, могут быть расценены ФАС России как нарушающие действующее антимонопольное законодательство РФ.  Таким образом, Ваша деятельность может стать предметом расследования антимонопольного органа.

  1. Направления антимонопольного регулирования по отраслям.
  2. Можно смело утверждать, что контроль антимонопольного органа распостраняется на подавляющее большинство отраслей  современной экономики России:
  • Электроэнергетика;
  • ТЭК;
  • Агропромышленный комплекс;
  • Оборонно-промышленный комплекс;
  • ЖКХ;
  • промышленность;
  • транспорт;
  • связь;
  • строительство и недвижимость;
  •  химическая промышленность;
  • финансовые рынки;
  • розничная  и оптовая торговля;
  • социальная сфера;
  • информационные технологии;
  • контроль проведения торгов;
  • Другие.
  • Если Ваша предпринимательская деятельность стала предметом расследования антимонопольного органа.
  • ФАС России имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания, проводить плановые и внеплановые проверки, привлекать виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности и передавать материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности. 

Например, предусмотренное статьей 14.

31 КОАП РФ  злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке может привести к  наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Выявленный факт недобросовестной конкуренции, предусмотренный статьей 14.33. КОАП РФ, если действия правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния, может  привести к тем же последствиям. 

При выявленном факте недобросовестной конкуренции, в случае, если выявлены признаки уголовного преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»,  последствия могут наступить в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

  1. Что предпринять.
  2. Своевременный   правовой анализ действий (бездействия) конкурентов, других Ваших контрагентов, органов власти, а также  мониторинг нормативных актов органов власти разных уровней, позволит Вам избежать негативных последствий, связанных с нарушением действующего антимонопольного законодательства  РФ.
  3. Однако, если время упущено, и Вы уже несете убытки в связи  с противоправной деятельностью конкурентов, нарушающих антимонопольное законодательство РФ всегда остается время и возможность для привлечения внимания к данному факту ФАС России.

С другой стороны, если в настоящее время Вы являетесь предметом заинтересованности антимонопольного  органа, не всегда это может привести  к санкциям, т.к. не всякие действия могут трактоваться как нарушающие антимонопольное законодательство РФ.

ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.

Федеральная антимонопольная служба России определила, как она будет следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Новый административный регламент утвержден приказом ФАС. Документ определяет порядок проведения проверок, права и обязанности сторон, основания для обжалования действий сотрудников ведомства.

ФАС будет проверять, как соблюдают антимонопольное законодательство государственные органы, государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Планы проверок структурные подразделения ведомства будут составлять ежегодно. Сводный план утверждает центральный аппарат ФАС. Кроме того, документ согласовывает Генеральная прокуратура РФ. Окончательная редакция размещается на сайте антимонопольного ведомства.

Плановая проверка проходит раз в три года. Проверяемое лицо должны предупредить об инспекции не позднее чем за три рабочих дня. О внеплановой проверке оповестят за 24 часа. Регламент определяет основания для неожиданного визита. В частности, выделяются следующие поводы для инспекции:

  • материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • поручение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Организация должна обеспечить должностным лицам ФАС беспрепятственный доступ на территорию или в помещение. Инспекторы вправе потребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну.

Кроме того, проверяющие могут запросить сведения, cоставляющие государственную тайну. В этом случае член инспекции должен предъявить документ, предоставляющий ему доступ к секретной информации. Осмотр территорий, помещений и знакомство с документами должно проходить в присутствии двух понятых.

Проверяемое лицо или его представитель также могут участвовать в осмотре.

Создание препятствий для работы должностных лиц ФАС может обернуться штрафом. Наказание за неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор, предусмотрено в статье 19.4 КоАП РФ. Штрафы по этой статье достигают 4 тысяч рублей.

Совет

По результатам проверки инспекторы составляют акт. Причем если один из членов инспекции не согласен с содержанием акта, он может письменно в произвольной форме изложить свое мнение. Материалы дела направляются заместителю руководителя антимонопольного органа, который делает итоговое заключение.

В частности, он может составить докладную записку о необходимости проведения правовой экспертизы и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Материалы проверки могут передаваться в другие государственные органы. Также бумаги могут приобщить к ранее начатому делу.

Если нарушений не выявлено, документы вернут в структурное подразделение ФАС.

Действия и решения должностных лиц можно обжаловать в досудебном и судебном порядке.

После вступления в силу нового административного регламента прекратит действие прежняя версия документа, утвержденная приказом антимонопольного ведомства от 24.02.2010 N 89.

Напомним, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом “О защите конкуренции” и Положением о Федеральной антимонопольной службе.

Добавим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Источник: http://bishelp.ru/business/inspector/provedenie-proverok-fas

Контроль федеральной антимонопольной службы. Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться. Выездные проверки ФАС

Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.

Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках
. Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.

Обратите внимание

В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

Варианты проверок ФАС

Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ .

Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.

О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).

Внеплановые проверки ФАС

Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).

Выездные проверки ФАС

ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции , утв. ).

По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).

Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().

Запрос информации при проверке ФАС

Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС. При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию. ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела ().

Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо ().

Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п.

14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции , утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).

Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет ().

Источник: https://namvd.ru/kontrol-federalnoi-antimonopolnoi-sluzhby-proverka-fas/

Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 — 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

  Государственная тайна

Полный спектр услуг

Всё для торгов на одной площадке

Электронная подпись

Многофункциональный инструмент современного бизнеса

Экспресс-аккредитация

Получение аккредитации на площадке всего за 3 часа

Специальный счет

Дистанционное открытие специального счета для обеспечения заявок

Тендерный заём 24/7

Опаздываете на торги?Подайте заявку и получите средства на счет за 2 часа!

Обучение по закупкам

Курсы от ведущих экспертов ФАС, Минэкономразвития и Минфин РФ

Банковские гарантии

Гарантии на выгодных условиях для участия в торгах

Торговые секции

25% госзаказа России размещается на Единой электронной торговой площадке

Государственные закупки (44-ФЗ)

  • Количество торгов
  • 2 504 119
  • Объем торгов
  • 9 910 611 085 031 ₽
  • Поставщики
  • 481 988
  • Заказчики
  • 288 179
  • Перейти в секцию
  • ЕЭТП − лидер рынка среди электронных площадок для корпоративных закупок

Корпоративные закупки и закупки субъектов 223-ФЗ

  1. Количество торгов
  2. 330 234
  3. Объем торгов
  4. 2 819 623 143 462 ₽
  5. Поставщики
  6. 481 988
  7. Заказчики
  8. 288 179
  9. Перейти в секцию
  10. Аукционы на проведение капитального ремонта зданий по всей России в секции ФКР МКД (615 ПП РФ)

Отраслевая секция Региональных операторов ФКР МКД (ППРФ №615)

  • Количество торгов
  • 12 639
  • Объем торгов
  • 198 759 893 302 ₽
  • Перейти в секцию
  • Торги по реализации имущества: недвижимость,транспортные средства,
  • техника и другие лоты.

Путем проведения каких мероприятий осуществляется контроль в сфере закупок?

Перечень субъектов, подлежащих проверке, устанавливается положениями п. 2 ст. 99 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44.

Контроль осуществляется в отношении контрактных служб (контрактных управляющих), заказчиков, членов комиссий по осуществлению закупок, специализированных учреждений и операторов электронных торговых площадок.

Проводятся контрольные мероприятия, в соответствии с п. 1 этой же статьи, федеральными и муниципальными органами, имеющими соответствующие полномочия.

Контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения:

  • проверок (как плановых, так и внеплановых) лиц и компаний, подлежащих контролю в соответствии с ФЗ № 44;
  • проверки соответствия сведений, предоставляемых потенциальным исполнителям работ или поставщикам товаров (услуг), данным, указанным в планах закупок;
  • изучения документации, разрабатываемой заказчиком на стадии подготовки и проведения закупки;
  • проверки обоснованности начальной стоимости закупки, устанавливаемой заказчиком;
  • оценки степени соответствия итогов проведенной исполнителем работы требованиям, заявленным заказчиком;
  • оценки соответствия применения организатором мероприятия результата исполнения условий контракта целям, указанным на стадии оформления конкурсной документации.

При этом п. 28 ст. 99 ФЗ № 44 устанавливает обязанность проверяемого учреждения по предоставлению контролирующим органам по их запросу всей необходимой информации (в частности, текущей документации и сведений о проводимых закупках), а также объяснений и пояснений в письменной и устной форме.

Реестр закупок малого объема

18 июля 2018 4060

Закупки малого объема по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ

28 февраля 2018 14910

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок

Новости раздела

25 сентября 2018 240

Правила банковского сопровождения контрактов изменятся с 29 сентября 2018 года

12 сентября 2018 250

Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

В силу ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением названного закона осуществляется следующими органами:

  • Федеральная антимонопольная служба. ФАС уполномочена на ведение контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, являются предметами прокурорского надзора. Следовательно, должностные лица прокуратуры могут осуществлять проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе.

Законопроектом № 546226-7 предусматривается установление запрета на возложение функций по централизации закупок, предусмотренные ст. 26 Закона о контрактной системе, на органы контроля в целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков.

Исключением из данного правила являются случаи осуществления органами контроля названных полномочий в соответствии с ч. 5 ст.

26 Закона о контрактной системе,а также органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, в силу ч. 3 ст. 26 Закона о контрактной системе.

При этом в случае возложения на органы контроля, полномочий на основании ч. 5 ст.

Важно

26 Закона о контрактной системе либо возложения на орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с п. 3 ст.

26 Закона о контрактной системе, полномочий, предусмотренных ст.

26 Закона о контрактной системе, не допускаются возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

Контроль за бюджетными инвестициями

Напомним, что бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

Читайте также

  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА
  • Бюджетные инвестиции = взнос в уставный капитал: о вычете НДС
  • Изменения в Законе о контрактной системе: разъяснения Минфина в отношении переходного периода
  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения
  • Об изменениях, направленных на предотвращение возникновения дебиторской задолженности бюджетных учреждений

Согласно ст.

80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ названных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

  Основные и дополнительные услуги в гостиницах

В силу положений ч. 5 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ юридическому лицу средств, поименованных в абз. 2 п. 1 ст.

80 БК РФ, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет данных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств законопроектом № 546226-7 предусматривается распространение положений Закона о контрактной системе, регулирующих мониторинг закупок, аудит, контроль в сфере закупок, на указанных юридических лиц.

Установление единого порядка осуществления контроля

Законопроектом № 546226-7 предусматривается утверждение Правительством РФ единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, что обеспечит формирование вертикали процедурного контроля, а также единой правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Так, согласно новой редакции ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в п. 1 ч.

1 обозначенной статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ. Такой порядок должен, в частности, предусматривать:

  • основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, оформление результатов таких проверок. При организации и осуществлении проверок подлежит учету отнесение деятельности субъекта контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска;
  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;
  • перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
  • порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
  • порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

Какими бывают проверки ФАС, и что является их предметом

Федеральная антимонопольная служба вправе проводить  проверки двух видов:

  • плановые – осуществляются не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее утвержденному графику, размещенному на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • внеплановые – осуществляются на основании поступившего сигнала о нарушении: жалобы участника, сигнала СМИ или правоохранительных органов. Частота и периодичность таких проверок законом не ограничивается. Заканчиваются они, как правило, предписаниями и наложениями штрафов.

Источник: https://pozakonu.site/biznes/proverka-fas-federalnoj-antimonopolnoj-sluzhby-chto-proveryayut-etapy-proverki-i-kak-podgotovitsya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector