Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией.

Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.

1 первая ст. 353 ТК РФ).

Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной. 

Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.

В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г.

N 354н “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы
Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

АУДИТ КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.)

 Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст.

14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.

Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст.

Обратите внимание

11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

СНИЖЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ

При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор

Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н).

Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности.

В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ С ROSCO!

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы
Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан подготовить и представить указанные в запросе документы и письменную информацию составляет 10 дней с момента со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Данная норма усыновлена для проверок, проводимых в документарной форме, что касается выездных, то здесь такого требования законодателем не установлено, одна на практике применяется тот же срок в 10 дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Ответственность установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 тысяч рублей. 

Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя

 Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.

Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять.

Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.

2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Важно

Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558). 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы
Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

Так, например, хранятся:

  • заявления, не вошедшие в личное дело – 5 лет (п. 665 Перечня);
  • заявления претендентов на замещение вакантных должностей — 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п. 672 Перечня);
  • заявления лиц, не принятых на работу — 3 года (п. 663 Перечня);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных – 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения “постоянно” (п. 666 Перечня).

Как следует из п. 1.

2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности. Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов.

Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы
Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).

Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.

В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии). 

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК 

Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.

7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

 

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы
Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки. После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.   

Источник: https://rosco.su/press/proverki-trudovoy-inspektsii-kakie-dokumenty-mogut-zaprosit-u-rabotoda/

Справочник Бухгалтера

Проверки трудовой инспекции: что проверяют, как подготовиться, основания и штрафы

Проверка государственной инспекции по труду. Основано на реальных событиях

Итак, прогремела у меня в организации плановая выездная проверка ГИТ. Ну как сказать прогремела, так, прошла. Не сказать, чтобы было очень страшно и напряжно. Инспектор — приятная девушка. Подготовились мы основательно, в условиях ограниченного времени.

Нужно сказать, что бывший специалист по ОТ уволился за 3 месяца до проверки, на его место пришел я. Естественно, о проверке все знали давно, так как планы проверок любого надзорного органа находятся в открытом доступе на их сайтах. Советую в начале года всегда посещать эти сайты, или узнавать о планированных проверок на сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Сегодня хочу рассказать, как проходила проверка в моем случае. Просто как пример.

За несколько дней до проверки пришло распоряжение о ней. В нём важной информации особо не было, кроме того, что она выездная плановая, даты ее начала и окончания, ФИО инспектора.

Совет

Предметом проверки значилось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Не густо.

Будут ли проверять исключительно охрану труда, или и кадры и бухгалтерию — не понятно. На всякий случай, готовились все.

С инспектором, указанным в распоряжении созвонились кадровые работники, уточнили, когда она нас посетит. Тут нужно уточнить, что срок плановой проверки не превышает 20 рабочих дней. Но, это не значит, что проверка будет проходить все 20 дней и инспектор не будет вылезать из вашей организации.

Конечно, может быть и так, если у вас уж очень много нарушений. 20 дней — это право инспектора проверять вас и запрашивать все необходимые документы. Выездная означает, что инспектор обязательно посетит вас. Документарная — вы просто будете отправлять необходимые заверенные документы в ГИТ.

Но, вернемся к проверке.

В согласованный день инспектор прибыла в офис предприятия (по юридическому адресу). До этого по телефону она сказала, что при проверке ее обязательно должен сопровождать специалист по ОТ. Представилась, показала удостоверение. Мы сели с ней и с кадровиком обсудить дальнейший план действий.

Она сказала, что от кадровиков ей нужен список работников, от бухгалтерии какая-то справка по зарплате (я не вдавался в подробности, так как это не вопрос охраны труда) и дальше мы с ней поедем на производство (там у нас вся документация по охране труда). У нас офис и производство в разных зданиях.

С ней вместе мы прибыли на завод. Я выдал ей дежурный халатик и мы осмотрели завод. Могу сказать, что никаких визуальных нарушений она не фиксировала. Возможно, основная ее цель — документация.

После экскурсии по производству мы вернулись в кабинет охраны труда и приступили к документации. Далее списком о том, что она спрашивала и смотрела:

  1. Журнал вводного инструктажа по ОТ — брала список работников и наугад называла работников, я показывал ей запись в журнале;
  2. Журналы первичных инструктажей на рабочем месте по ОТ — так же, как в пункте 1. Называет фамилию и я ей показываю все инструктажи связанные с работником. Обратила внимание на сроки проведения инструктажей;
  3. Контингент работников на прохождение медосмотров;
  4. Медосмотры (паспорта здоровья и заключения) — так же выборочно;
  5. Заключения о прохождении обязательных психиатрических освидетельствований (не путать с периодическими медосмотрами);
  6. Наличие приказа об ответственных за ОТ;
  7. Наличие приказа о комиссии по проверке знаний требований ОТ;
  8. Удостоверения и протоколы по ОТ ответственных и членов комиссии;
  9. Протоколы проверки знаний требований охраны труда рабочих;
  10. Наличие программ инструктажей и обучения по ОТ;
  11. Сводные ведомости по АРМ (СОУТ), наличие «вредников». Если есть, то что им полагается;
  12. Протоколы и удостоверения работающих на высоте;
  13. Нормы выдачи СИЗ, правильность ведения карточек учета выдачи СИЗ (для этого мы заходили к кладовщикам);
  14. Перечень инструкций по ОТ, сами инструкции по ОТ, журнал учета инструкций по ОТ;
  15. Спросила о предрейсовых осмотрах водителей;
  16. Приказ об ответственном за БДД и его удостоверение.

Вот и всё. То есть, она проверяла всё то, что как раз и входит в компетенцию специалиста по ОТ. Ничего более.

Вся проверка продлилась несколько дней. Потом она еще запрашивала некоторые документы, но уже не приезжала на предприятие. Нарушения были, но не смертельные. Штрафы были, но небольшие. Далее акт проверки, предписание, вызов на ковер руководителей для составления протокола об административном нарушении и наложение штрафа.

В целом, ходом и результатами проверки я доволен.

Надеюсь, вам пригодится эта информация. В любом случае, при проверке нужно быть готовым ко всему.

Обратите внимание

Всем спасибо за внимание.

P.S. Это всего лишь пример проверки. Совсем не обязательно, что ваша проверка пройдет так же. Ведь многое зависит от проверяющего.

Роструд: контроль и надзор в сфере труда

Нередко обеспечение надлежащего соблюдения трудового законодательства требует от работодателя значительных усилий.

В связи с этим весьма интересным и познавательным представляется ознакомление с деятельностью и полномочиями органа, способного помочь работодателю разобраться со всеми трудностями правовых норм, регулирующих социально-трудовые отношения, а также проконтролировать их соблюдение. Также мы приводим данные о проверках Роструда за 2009 г.: каковы их результаты?

Как известно, общий надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет прокуратура РФ. Специальным же органом в данной сфере является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.

2004 N 324, функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров осуществляет Роструд. Данная Федеральная служба находится в ведении Минздравсоцразвития.

В своей деятельности она руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития.

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Территориальные органы Роструда в субъектах РФ действуют в виде государственных инспекций труда.

Полномочия Роструда в сфере социально-трудовых отношений

Работодателю необходимо четко знать, какими правами и обязанностями обладают Роструд и его территориальные органы и, соответственно, что можно требовать от их представителей.

Полномочия Роструда весьма обширны. В первую очередь, Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Такой надзор и контроль происходят посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Кроме того, государственный надзор и контроль со стороны Роструда осуществляются за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Заметим, что контроль и надзор Роструда распространяются и на органы государственной власти субъектов РФ в части реализации ими их полномочий в области содействия занятости населения.

  • Наряду с контролем за соблюдением законов о труде, Роструд контролирует и непосредственно правотворческую деятельность органов государственной власти субъектов РФ по вопросам содействия занятости населения с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативно-правовых актов или о внесении в них изменений.
  • Помимо этого, Роструд осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
  • Роструд регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, а также коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
  • Также Роструд осуществляет:
  • рассмотрение в соответствии с законодательством РФ дел об административных правонарушениях;
  • информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
  • анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
  • реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
  • реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям РФ, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
  • содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • организацию подготовки трудовых арбитров и ведение базы данных по учету трудовых арбитров;
  • информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  • государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством РФ;
  • формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
  • анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • участие в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.

Какие права есть у Роструда? Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

Источник: https://1atc.ru/proverka-trudovoj-inspekcii/

Проверка трудовой инспекции в 2019 году | что проверяет гит, плановые, внеплановые

Порядок проверки ГИТ в 2019 году изменился. Узнайте, что проверит трудовая инспекция и какое наказание грозит для организации, если выявят нарушения

Проверка трудовой инспекции в 2019 году

Ежегодно на сайте Роструда появляется перечень проверок на следующий год. Информация находится в свободном доступе для всех работодателей, поэтому у компании есть время подготовиться к выездной инспекции.

У тех работодателей, визит к которым запланирован на конец года, есть время для приведения в порядок всей документации. И особо внимательно стоит отнестись к ведению учета в текущем году.

Что проверяет инспекция по труду, если компания попадает под проверку ГИТ в 2019 году? Прежде всего инспектора запросят все обязательные кадровые документы – ЛНА, должностные инструкции, коллективный договор, график отпусков и т.д. А дальше все будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Плановый календарь государственных трудовых инспекций по регионам

Плановые проверки

Для удобства поиска компании в списке, план инспектирования разделяется по субъектам РФ. И, если посмотреть перечень по области, то в него включено не такое уж большое число организаций. Как правило, этот показатель не превышает 15% от общего числа зарегистрированных ЮЛ.

Плановые проверки предполагают общую инспекцию постановки кадрового учета в компании и ее примерный план всегда будет описан в уведомлении о начале аудита.

Однако, уведомление работодатель получает не всегда, иногда предупреждение может быть получено и по телефону.

► Какие документы можно и нельзя хранить в личном деле

Важно

На весь процесс отводится не более 20 дней. ГИТ может запрашивать как оригиналы документов, так и их копии. Все документы, передаваемые инспекторам, должны сопровождаться описью, дабы потом их можно было истребовать назад. Такой аудит может быть как выездным, так и документальным.

При выездном варианте придется приготовить для работы трудовых инспекторов отдельное помещение с доступом в интернет.

На наш взгляд, документальные проверки более приоритетны для ЮЛ. Придется копировать массу документов, но будет немного времени, чтобы подготовить недостающие или поправить имеющиеся. Тогда как при выездной инспекции этого сделать не получится.

Не стоит предоставлять бумаги, которые не запрашивали, даже если они оформлены безукоризненно. Это может повлечь цепную реакцию и аудитору захочется увидеть и другую сопутствующую документацию, что прямо пропорционально увеличивает риск нарваться на штраф.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основанием для проведения внеплановой проверки является аудит выданных ранее предписаний и обращения работников. Но большую долю занимают инспекции жалоб сотрудников. Поэтому крайне важно в деятельности предприятия внимательно относиться к персоналу и где-то идти на компромисс. Ведь найденные нарушения могут обойтись дороже.

При внезапных инспекциях срок оповещения работодателя уменьшен до минимума и составляет всего 24 часа. А при существенном риске уничтожения компрометирующих сведений или обстоятельств ЮЛ могут и совсем не предупредить.

При внеплановых проверках есть определенная цель – отстоять права обращающегося сотрудника, поэтому инспектора начинают с аудита той документации, которая позволит раскрыть, подтвердить или опровергнуть факт нарушения трудового законодательства. При этом нанимателю стоит помнить, что проверяющие изначально находятся на стороне сотрудника, так как он априори слабая сторона. 

Применение риск-ориентированного подхода

Суть риск-ориентированного  подхода заключается в следующем: компании, отнесенные в соответствии с критериями к более высокой группе риска, могут подвергаться аудиту надзорных органов чаще других. Названные критерии перечислены в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 05.06.2013 № 476. Всего выделяют 6 категорий опасности, где 1 – это низкий риск, а 6 – чрезвычайно высокий.

► Что вас ждет на экзамене по профстандарту: реальные задания

Применение этого подхода началось с 2019 года. Основные критерии отнесения предприятия к тому или иному классу:

  • вид экономической деятельности;
  • численность персонала;
  • долги по зарплате за последние 3 года;
  • наличие несчастных случаев за последние 3 года.

Ранее проверять планово компании можно было только 1 раз в 3 года. После внедрения новой системы этот промежуток сократился до 2 лет для высокорисковых предприятий.

Класс риска Наименование класса Периодичность плановых проверок
1 Низкий риск Проверок не будет
2 Умеренный 1 раз в 6 лет
3 Средний 1 раз в 5 лет
4 Значительный 1 раз в 3 года
5 Высокий 1 раз в 2 года
6 Чрезвычайно высокий 1 раз в 2 года

Если компания не согласна с присвоенной ей категорией, она может обжаловать это решение в Роструде.

Использование чек-листов трудовыми инспекторами

Какие документы будут планово проверять, раньше было загадкой. С 2019 года Роструд вводит новый инструмент для проверяющих инспекторов. Теперь в ходе проведения аудита сотрудник ГИТ заполняет специальные “чек-листы”, которые доступны для скачивания на сайте Роструда. Каждый из них раскрывает конкретную тему.

Перед проведением плановой инспекции ГИТ работодатель может по соответствующим “чек-листам” сам проинспектировать состояние кадровой системы и привести ее в должный вид. 

Подготовка к проверке ГИТ

Надо готовиться к аудиту или нет – решать каждому конкретному руководителю самостоятельно. Нам кажется, что проверить стоит не только наличие всех нужных документов, но и присутствие подписей. Ведь легче предотвратить ошибки, чем платить за них.

За что штрафовала ГИТ в 2017 году: главные ошибки кадровиков

Из года в год ГИТ штрафует кадровиков за одни и те же нарушения. Не исключением станут и штрафы ГИТ 2019.

Рейтинг возглавляют нарушения в области охраны труда. А штраф описывается в ст. 5.27.1 КоАП РФ и составляет от 50 до 200 тыс. руб.

► Не согласны с решением ГИТ? Обжалуйте

Часто встречается и задержка заработной платы. Наказание за это нарушение не ограничивается только штрафами. Если задержанные суммы значительны, возможна и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Штрафы за неточности в ЛНА также нередки и составляют от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097330-qqq-201703-proverki-git-2017

Трудовая инспекция штрафы для предприятий ООО

Работодатель за нарушения трудовых прав и интересов своих работников привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, согласно действующему в 2016 году законодательству.Такие нормы относятся не только к работодателям, но и к начальникам структурных подразделений и их заместителей, а также к работодателям – физическим лицам. Об этом говорится в ст. 362 ТК РФ.

К дисциплинарной ответственности руководители структурных подразделений, а также их заместители привлекаются в том случае, если на имя руководителя поступила жалоба от представительного органа работников.

Работодатель обязан провести проверку по факту нарушения, описанного в жалобе. Если факт окажется достоверным, то работодатель обязан привлечь виновное лицо к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

Штрафовать работодатель не имеет права! Об этом говорится в ст. 195 ТК РФ.

Выписывать штрафы имеет право только трудовая инспекция, которая проводит проверку работодателя по заявлению его работников. Штрафные санкции указаны в ст. 5. 27 КоАП РФ и в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.

За что штрафует трудовая инспекция

Штрафы инспекции по труду с января 2016 года не выросли, за исключением штрафов за нарушения охраны труда.Согласно ст. 5.

27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства, а также нормативны актов, которые содержат нормы трудового права, работодатель привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.

Работодатель, как должностное лицо, а также индивидуальный предприниматель, который имеет наёмных работников, может быть оштрафован на сумму от 1 до 5 тысячи рублей.

Работодатель, как юридическое лицо, штрафуется на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Совет

Если работодатель, допускает к работе лицо, которое не имеет на это право (например, который не прошёл обязательный медицинский осмотр), но, в случае обнаружения нарушения, отрицает этот факт, будет оштрафован и сам работодатель, и такой работник.Работник штрафуется на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а работодатель, как должностное лицо – на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

В случае, если работодатель уклоняется от заключения с работником трудового договора или гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения, или же ненадлежащим образом оформляет этот документ, то работник имеет право написать жалобу в трудовую инспекцию.

При обнаружении нарушений, работодатель, как должностное лицо, будет оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.Если работодатель является индивидуальным предпринимателем, то штраф будет от 5 до 10 тысяч рублей. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 50 до 100 тысяч рублей.

С 2016 года значительно возросли штрафы за нарушения требований по охране труда. Санкции по данным нарушениям указаны в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.За нарушения требований по охране труда, на должностные лица возлагается административная ответственность в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей, на ИП – от 2 до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – от 50 и до 80 тысяч рублей.

Если работодатель нарушил требования проведения специальной проверки, которые с 2016 года сильно ужесточились, то его «ожидает», как должностное лицо, штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Точно такой же штраф будет наложен и на ИП. А вот работодателю, как юридическому лицу, придётся заплатить от 60 до 80 тысяч рублей.

Прежде чем приступать к выполнению своих трудовых обязанностей, ответственное лицо должно провести инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Если к работе допущен сотрудник, который не прошёл такой инструктаж, то должностное лицо обязано будет заплатить штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей, а юридическое лицо – от 60 до 80 тысяч рублей.

Обратите внимание

Индивидуальный предприниматель будет уплачивать штраф, как должностное лицо – от 15 до 25 тысяч рублей.

Если ответственное лицо не обеспечило работников индивидуальными средствами защиты, то оно будет оштрафовано трудовой инспекцией на сумму от 25 до 30 тысяч рублей, а сам работодатель, как юридическое лицо – на сумму от 130 до 150 тысяч рублей.

Штрафы от трудовой инспекции при повторных нарушениях

При совершении повторных правонарушений, штрафы для работодателей, как для юридических лиц, возрастают в несколько раз.

При повторном нарушении трудового законодательства или других нормативных актов, которые также содержат нормы трудового права, работодатель, как должностное лицо, будет уже оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

Как альтернатива штрафу может быть рассмотрена дисквалификация на срок от 1 до 3-ёх лет.

Если такое правонарушение совершит повторно предприниматель, то штраф для него будет от 5 до 10 тысяч рублей. А вот юридическое лицо должно будет заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

При обнаружении повторного факта допущения к работе лица, который на это не уполномочен работодателем, а также уклонение от заключения трудового договора или заведомо неправильное его составление приводит к наложению штрафа на самих граждан на сумму 5 тысяч рублей.Должностные лица подлежат обязательной дисквалификации, индивидуальные предприниматели будут оштрафованы на сумму от 30 до 40 тысяч рублей.

Предприятие же, как юридическое лицо, обязано будет заплатить штраф на сумму от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторных нарушениях охраны труда, должностное лицо будет обязано выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Альтернативой штрафу может быть назначена дисквалификация без права занимать аналогичную должность на срок от 1 года до 3-ёх лет. Юридическое лицо выплатит штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей или запрет на ведение деятельности на срок до 90 дней.

Качественная проверка отдела кадров

Источник: https://rebuko.ru/trudovaya-inspektsiya-shtrafy-dlya-predpriyatij-ooo/

Инспекция по труду не вправе контролировать службу сотрудников мвд

Какие документы и когда проверяет трудовая инспекция, когда она вне закона

утвержденного постановлением Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г. Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации — http://www.genproc.gov.ru/. Для этого следует зайти в раздел

«Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год»

.

Кроме оригиналов вышеназванных документов следует предоставить и подтверждение того, что сотрудник с ними ознакомлен. Какие действия следует произвести в том случае, если у организации нет документов, требуемых трудовой инспекцией, во избежание штрафа?

В организациях, которые применяют УСН, за кадровый учет довольно часто отвечает сам бухгалтер.

Важно

Какие документы ему следует не забыть оформить?

Довольно часто не уделяется должное внимание соблюдению требований законодательства в отношении охраны труда.

Плановые и внеплановые проверки трудовой инспекции: порядок назначения, проведения, оформления

Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями для их проведения ** Срок и порядок уведомления Не позднее, чем за 3 дня до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. Не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения.

Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. Важно, что уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника, инспектор не должен. Основанием для включения в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня (ч.

8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п.

35 Административного регламента N 354н): государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Проверки контролирующих органов

Проверить соблюдается ли перечень существенных условий в трудовых договорах.

Т.М.: Первая группа, как уже говорилось, – нарушения в оформлении и заключении трудовых договоров. Сразу скажу, что это самая многочисленная группа нарушений.

Перечислю наиболее распространенные из них: -Несоблюдение письменной формы заключаемых трудовых договоров. -Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями о труде (договорами подряда, возмездного оказания услуг и т.

п.)

Полномочия трудовой инспекции

Государственная инспекция труда входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

355 ТК РФ основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются: • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. Свои функции ФИТ осуществляет путем проведения плановых

Трудовая инспекция

357 ТК РФ отнесены: посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства; при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.

Защита при проверках трудовой инспекции

Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта.

Запрашиваемые документы в ходе внеплановой проверки : любые документы, относящиеся к предмету проверки. Важно!: Инспектор не может запрашивать документы, не имеющие отношение к проводимой проверке.

Срок проведения проверки: не более 20 дней (может быть продлен официальным указанием руководителя проверяющего органа). Результаты проверки: по результатам проверки составляется Акт проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается или направляется (заказным письмом с уведомлением) проверяемому лицу не позднее дня срока проведения проверки.

Плановые и неплановые проверки трудовой инспекции: основания, что проверяет инспекция труда и как подготовиться штрафы и порядок проведения

Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать. Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  • Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  • Изымать оригиналы каких-либо документов.

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  • Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  1. Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  2. 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Внеплановая проверка инспектора по труду в 2018 году и «неоформленные» сотрудники

А именно, в случае с внеплановой проверкой, такие нарушения могут заключаться в следующем: Инспектор по труду не предоставил копию направления на проверку или такое направление не соответствуют требованиям настоящего Закона; Инспектор по труду не внес запись об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнала регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала) Инспектор по труду осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внеплановой проверки. Что должен иметь инспектор по труду, пришедший на внеплановую проверку?

Источник: http://itmedconsult.ru/inspekcija-po-trudu-ne-vprave-kontrolirovat-sluzhbu-sotrudnikov-mvd-30379/

Проверки трудовой инспекции

У государственной инспекции труда (Роструда) есть несколько причин для визита в ту или иную организацию. Первая – это включение организации в план проверок на текущий год. Найти этот план можно на сайте регионального отделения инспекции Роструда rostrud.ru или на сайте прокуратуры genproc.gov.ru (планы публикуются по подразделениям в субъектах РФ).

Обратите внимание, что нередко на плановые проверки инспекторы приходят не одни, а совместно с другими проверяющими органами. Например, в сфере торговли и строительства широко распространено применение иностранной рабочей силы, поэтому обычно проверки инспекторами Роструда и ФМС проводятся совместно.

Одно радует – что частота плановых проверок не может быть больше, чем один раз в 3 года.

Кроме того, также заблаговременно можно знать о предстоящей проверке и подготовиться к ней в случае выдачи проверяющими по результатам проверки предписания об устранении выявленных недостатков.

По истечении установленного в предписании срока непременно явится проверяющий, чтобы убедиться в точном и своевременном устранении обнаруженных ранее нарушений. Примечательно, что об этой «повторной» проверке, согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ, инспектор вправе не уведомлять работодателя.

Следует учесть, что уже само предписание в некотором роде свидетельствует о предстоящем визите.

Вторая причина – обращение граждан за защитой своих законных прав, нарушенных работодателем или его должностными лицами. В этом случае проверка будет внеплановой и даже может ограничиться документарной формой в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ.

Совет

В отличие от выездной такая проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа, а не там, где фактически осуществляется деятельность проверяемого юридического лица.

Такая проверка по сути сводится к необходимости представления пояснений по выявленным трудовой инспекцией несоответствиям или противоречиям в документах, на что дается не более 10 рабочих дней.

Но чаще работодатели узнают о подобных обращениях своих работников или их родственников лишь от самих проверяющих, которые к тому же не обязаны ставить в известность о конкретном лице, обратившемся к ним с жалобой, в силу ст. 358 Трудового кодекса РФ.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2010 г. было рассмотрено боле 220 тыс. жалоб, из которых необоснованными были признаны не более трети. Это означает, что каждая третья проверка по этому основанию в 2010 г.

проводилась по надуманному поводу, а в действительности никаких нарушений работодателем допущено не было.

Третья причина – несчастный случай на производстве, об этом визите работодатель всегда заранее знает, поскольку, в соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ, работодатель сам обязан сообщать о таких случаях в территориальное отделение Роструда. Однако в 2010 г.

в дополнение к сообщенным 47 722 несчастным случаям на производстве инспекторами Роструда было обнаружено еще более полутора тысяч фактов сокрытых несчастных случаев, при этом каждый пятый из них был со смертельным исходом. Такие случаи прямо относятся к вопросам охраны и безопасности труда, которые по ст.

212 Трудового кодекса целиком отнесены к обязанностям работодателя, поэтому любое подобное происшествие вызывает у инспекторов Роструда сомнения в исполнении работодателем всех своих обязанностей.

Обратите внимание

В отношении самих несчастных случаев хотелось бы отметить, что действующее законодательство (в частности Федеральный закон от 24.07.

1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») позволяет компенсировать практически все расходы как по лечению и реабилитации пострадавших, так и по профилактическим мероприятиям для предотвращения самих травм и заболеваний. За сокрытие таких случаев от органов социального страхования ст. 15.34 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц и предпринимателей в сумме от 500 до 1000 руб. либо на организацию в сумме от 5000 до 10 000 руб. Но трудовые инспекции такие штрафы налагать не вправе, поскольку исполнение обязательств по социальному страхованию не входит в их компетенцию.

В любом случае на основании п. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ проверяющие обязаны направить копию распоряжения о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала. О проведении внеплановой выездной проверки уведомление производится не менее чем за 24 ч до ее начала в соответствии с п. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Однако если проверка связана с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то срок ее проведения может быть продлен, но не более чем еще на 20 дней.

В компетенцию трудовой инспекции входят проверки организаций и предпринимателей сразу по двум направлениям – по трудовым отношениям и по охране труда. Основными вопросами при проверке будут соблюдение правил приема на работу и увольнения, вопросы оплаты труда, соблюдение режима труда и отдыха, выполнение требований по организации безопасности и охране труда.

Особое внимание при проверке инспекторы уделяют локальным внутренним документам организации, таким как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о защите персональных данных, о коммерческой тайне и т.д.

Необходимо, чтобы все они в совокупности и каждый в отдельности соответствовали закону и не противоречили друг другу. При этом возможно, что для работников будут установлены условия, улучшающие их положение по сравнению с минимальными требованиями, установленными в законе.

Например, в коллективном договоре может быть установлен отпуск продолжительностью 30 календарных дней вместо 28, регламентированных ст. 115 Трудового кодекса РФ.

Важно

Однако если сотрудники компании работают по несколько лет без отпусков,какой бы продолжительности они ни были, это будет нарушением трудовых прав работников. График отпусков необходимо соблюдать и при этом своевременно знакомить с ним всех сотрудников, вовремя отправлять их в отпуск (не более 2 лет между двумя отпусками и не менее 14 дней, если отпуск отгуливается частями).

При приеме на работу требовательные к качеству исполняемой функции работодатели нередко устанавливают для вновь принятых сотрудников испытательный срок. При этом не всегда учитывают требования ст. 70 Трудового кодекса, ограничивающей максимальную продолжительность испытательного срока 3 месяцами.

Только для руководящих должностей этот срок может быть увеличен до полугода. При этом ряд лиц не может быть подвергнут подобному испытанию – например, впервые поступающие по окончании вуза молодые специалисты или беременные женщины.

Для работодателя это означает, что таких лиц необходимо либо сразу принимать на постоянную работу, либо отказывать в приеме, что по известным причинам лучше делать под благовидным предлогом.

В течение испытательного срока порой выясняется, что работник со своими обязанностями не справляется и испытания не выдерживает.

Порой для этого достаточно нескольких дней, и часто работодатели решают «не портить трудовую книжку» и не вносят записи о приеме на работу с испытательным сроком и последующем увольнении.

На деле же это только вредит всем последующим потенциальным работодателям, да и сам такой работник вместо повышения своей ответственности или квалификации продолжает просто переходить с места на место, что не делает его жизнь лучше.

В ст. 70 Трудового кодекса РФ законодатель закрепил обязанность работодателя оговаривать в тексте трудового договора условие об испытании с обязательным указанием срока испытания. Именно трудовой договор является основанием для издания приказа о приеме на работу, а не наоборот.

Совет

Если работник был фактически допущен к работе без оформления трудового договора, то при последующем оформлении трудового договора в письменной форме в него придется включить условие об испытании.

А сделать это можно лишь в случае, когда до начала работы стороны пришли к соглашению о назначении работнику испытания при приеме, и это соглашение было оформлено письменно.

Записи в трудовую книжку вносятся согласно Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России № 69 от 10.10.2003, на основании приказа о приеме на работу либо приказа об увольнении.

О расторжении с работником трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания работодатель обязан письменно уведомить его минимум за 3 дня.

При этом изложенные в уведомлении причины расторжения трудового договора должны быть аргументированы соответствующими фактами и доказательствами, подтверждающими невыполнение или ненадлежащее выполнение данным работником порученной работы.

К моменту увольнения должны быть внесены все необходимые записи в трудовой книжке, а также выполнен расчет заработной платы за отработанные дни, выдача заработной платы должна производиться не позднее дня увольнения вместе с выдачей трудовой книжки. О расторжении трудового договора в нем самом (в экземпляре работодателя) делается соответствующая запись.

В последнее время многие организации столкнулись с необходимостью проведения сокращения штата сотрудников, что не останется без внимания проверяющих. Процедура довольно сложная, к тому же ее описание в Трудовом кодексе распределено по разным статьям, и собрать все вместе в состоянии лишь грамотный специалист.

Поэтому учесть все нюансы такого увольнения работников и провести его безошибочно редко кому удается. Тем не менее можно самостоятельно «по горячим следам» проверить все документы и выполненные действия на предмет их соответствия требованиям законодательства и устранить допущенные нарушения.

Обратите внимание

Самым серьезным нарушением в этой ситуации признается несоблюдение срока предупреждения о предстоящем увольнении. По ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении работодатель предупреждает работника под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Если же это касается сезонных работников, то они уведомляются не менее чем за 7 календарных дней по ст.

296 Трудового кодекса РФ, а для временных работников (заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев) срок уведомления сокращается до 3 календарных дней в соответствии со ст. 292 Трудового кодекса РФ.

Последствия проверок инспекциями Роструда могут оказаться неприятными для руководства в разной степени. За нарушения законодательства о труде предусмотрено несколько видов ответственности.

Самым легким (после «идеального» исхода, когда не было обнаружено никаких нарушений) можно назвать вынесение предписания об устранении нарушений трудового законодательства и решение о привлечении к административной ответственности.

Предписание обычно предусматривает ряд действий, которые следует выполнить к указанному сроку – например, внести в трудовые договоры нормы об отпусках работников, утвердить должностные инструкции, выплатить задержанную заработную плату работникам и т.п.

Если предписание в срок не исполнено, то при последующей проверке ответственным должностным лицам придется уплатить штраф по ст. 19.5 КоАП РФ в размере от 1000 до 2000 рублей.

Кроме того, может быть применено более суровое наказание – дисквалификация руководителя на срок до 3 лет. Суть этого наказания заключается не только в отстранении от должности либо лишении статуса индивидуального предпринимателя. В течение установленного срока запрещается занимать любые другие руководящие должности в организациях и входить в советы директоров или наблюдательные советы.

Такое решение принимается исключительно в судебном порядке, после чего данные о дисквалифицированных должностных лицах поступают в специальные отделы МВД, занимающиеся ведением реестра дисквалифицированных лиц.

Важно

Информацию о конкретном претенденте на должность руководителя перед заключением трудового договора с сотрудником может запросить любой работодатель, если, конечно, не пожалеет 100 рублей.

В случае обнаружения любых нарушений трудового законодательства может последовать привлечение к административной ответственности, что обычно выражается в уплате штрафов, установленных ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 рублей, а организация – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот. Если же директор повторно будет уличен в несоблюдении законодательства об оплате труда, его подвергают дисквалификации на срок от года до 3 лет.

Но не так страшны штрафы, как право инспектора приостановить деятельность предпринимателя или организации на срок 90 суток. Обратите внимание: если штрафы выписать вправе инспектор, то решение о дисквалификации или приостановке может быть принято только судом.

Для такого сурового решения необходимы действительно серьезные нарушения, чтобы наказание было соразмерно проступку.

В чем выражается административное приостановление деятельности: временно прекращается деятельность организаций, предпринимателей, их структурных подразделений, эксплуатация зданий, помещений и агрегатов.

При этом не ограничивается деятельность, направленная на устранение выявленных проверкой Роструда недостатков, не блокируются расчетный счет, продолжается производство продукции и услуг, если такое производство или его результаты не причиняют вреда работникам и потребителям либо объектам природной среды.

Тяжкие последствия при нарушении норм трудового законодательства или длительная невыплата зарплаты могут привести и к более суровой – уголовной ответственности. По ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ для этого только и нужно, чтобы зарплата не выплачивалась дольше 2 месяцев либо повлекла тяжкие последствия.

Совет

Здесь санкции значительно строже: при длительной невыплате – штраф до 120 тыс. рублей, а то и лишение свободы на срок до 2 лет. Расследование административного правонарушения по сокрытию страхового случая страхователем на практике часто сопровождается выявлением нарушений правил охраны труда, что в тяжелых случаях влечет уголовную ответственность по ст.

143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил. Из судебной практики по таким делам видно, что большинство из них разрешаются без уголовных санкций – дела закрываются по примирению сторон.

Но сам факт нахождения под следствием налагает на предпринимателя определенные неудобства: ограничиваются возможности на получение кредита или исключаются любые дальние поездки.

В случае же причинения тяжких последствий (обычно под этим понимается смерть человека) санкции ужесточаются: штраф увеличивается до 500 000 рублей, а срок тюремного заключения может оказаться от 3 до 7 лет. По таким делам из-за их тяжести примирение уже невозможно.

В исключительных случаях удается получить не реальный срок с отбыванием в удаленной колонии, а условный.

Разница условно осужденного гражданина и свободного будет ощутима из-за неснятой до истечения условного срока судимости, которая учитывается при регистрации кредитных организаций или при выдаче лицензий на осуществление банковских операций, при поступлении на государственную службу и в некоторых других случаях.

В завершение хотелось бы отметить, что кроме функции контроля Роструд обязан выполнять и не менее важную функцию информирования и консультирования по вопросам соблюдения трудового законодательства. Согласно п. 5 Административного регламента Роструда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.

2008 № 702н, эта функция исполняется не только в отношении физических лиц, но и в отношении всех работодателей – как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому по всем возникающим вопросам рекомендуется обращаться с запросами в территориальные органы трудовой инспекции.

Обратите внимание

Это поможет как минимум в двух аспектах: во-первых, у организации будет время для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки, если из консультации будет ясно, что те или иные действия не соответствуют законодательству.

Во-вторых, к моменту проверки на руках у ответственных лиц уже будут разъяснения по проблемным вопросам, которыми они и руководствовались в своих действиях, – это, как правило, исключает наложение административной ответственности. И, кроме того, все подобные консультации можно получить бесплатно, что иногда тоже имеет значение.

s-director.ru/

Источник: https://hr-portal.ru/article/proverki-trudovoy-inspekcii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector