Методика контроля трат: бюджет на 1 день – в чем ее эффективность

Методика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективность

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про методику контроля своих трат — бюджет на 1 день.

Личный бюджет — штука сложная. Иногда бывает тяжело разобраться с тем, как надо тратить, чтобы хватало на все, а не только на один день шикарной жизни. В этой статье я попробую дать ответ на вопрос «как избежать лишних трат?». Мы обсудим суть методики, узнаем, для кого она подойдет и как её применять в реальной жизни. 

Метод предельно прост: у вас есть месячный бюджет. Вам нужно определить постоянные обязательные затраты и ваши хотелки (то, на что собираетесь тратить деньги в течение месяца).

Метод прост и надежен. Вам требуется только заранее понять, на что вы хотите потратить деньги: на одежду, обувь, технику, накопления — и вычесть эту долю из месячного бюджета.

В бюджет на 1 день можно включать еду, развлечения, небольшие покупки.

Почему он эффективен

Главная эффективность метода в том, что он не оставляет лишней свободы. Если вы формируете месячный бюджет, у вас может возникнуть желание потратить половину суммы за один день, а потом все оставшееся время «ну, перебьемся».

Каждый день у вас есть четкий лимит. Превысили его — не тратите на следующий день. Что-то осталось — позволите себе завтра какие-то покупки.

Методика идеально подходит для людей, которые не умеют тратить. У меня много таких знакомых, да и сам я страдаю подобным. Когда ты думаешь, что у тебя прямо сейчас много денег, их надо на что-то потратить, а дальше уже как-нибудь проживем. Это в корне неправильный подход, следуя которому в один момент вы просто-напросто останетесь без денег.

Обратите внимание

Расскажу о себе. Я могу потратить все деньги за 1 — 2 дня, а потом еще неделю сидеть и ждать очередного перечисления. Каждый раз я обещаю себе «нет, это был последний раз, когда я промотал все деньги за два дня, и больше такого не повторится». Но это повторяется раз за разом.

Перейдя на такую методику, я могу лучше контролировать свои внутридневные траты. Я не выхожу из дома с суммой больше, чем могу потратить. Все остальные деньги, на случай форс-мажора, лежат на карте, но я стараюсь к ним не прикасаться. Планирование личного бюджета подобным образом дает понять: вы можете потратить N денег сегодня, но завтра к кошельку нельзя прикасаться.

Рекомендуем прочитать: Как составить личный финансовый план: почему это необходимо и как избежать ошибок при реализации плана.

В сочетании с какими методиками будет более эффективен

Бюджет на 1 день позволяет контролировать свои траты в течение одного дня. Но мы не можем:

  • за 1 день купить что-то крупное;
  • заранее знать, вдруг что-то понадобится.

Именно поэтому лучше всего использовать этот метод как своеобразный ограничитель трат внутри одного дня. Для средних покупок с зарплаты лучше использовать «месячный бюджет». Когда мы заранее определяем, на что можем потратиться в течение месяца.

К средним покупкам можно отнести одежду, обувь, бытовую технику, телефоны и т. д. Все, на что хватит вашей зарплаты.

Для более крупных покупок без кредитов можно делать отправные точки на 3 месяца, квартал, полгода, год. В зависимости от того, сколько вы будете копить на определенную покупку и насколько сильно она вам нужна.

Подводим итог: бюджет на день дает нам сумму на повседневные нужды. Бюджет на месяц — средние покупки. Больший срок — какое-то крупное вложение финансов. Долгосрочная перспектива — накопления.

Таблица Excel для контроля трат

Учет личного бюджета лучше всего вести в простенькой таблице Excel. Я для вас подготовил её.

Скачать таблицу контроля трат

Вы можете подстраивать методику под себя. Главное, что нужно понять:

У вас есть два вида трат, которые не включаются в бюджет. Это обязательные затраты вроде коммунальных платежей, кредитов, платы за квартиру и т. д. И запланированные покупки вроде ноутбука, компьютера или нового телефона.

Можете добавлять в постоянные издержки новые пункты:

  • Абонемент в спортзал.
  • Платежи за интернет.
  • Отчисления на инвестиции.
  • Подарки.

Заключение

Бюджет на день — это один из методов контроля финансов. С ним вы научитесь грамотно тратить деньги, использовать средства для накоплений и покупок, а также поймете, сколько можете позволить себе каждый день. Если грамотно следовать плану, у вас даже будут оставаться деньги для спонтанных покупок и мелких радостей.

Источник: kakzarabativat.ru

Источник: http://IDeiforbiz.ru/metodika-kontrolia-trat-budjet-na-1-den-syt-metoda-ego-effektivnost-tablica-ycheta-lichnogo-budjeta.html

Галухин А.В. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ: теоретико-методологический аспект

Бюджет, как инструмент воздействия на развитие экономики и социальной сферы, играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Он выступает ускорителем, являясь необходимым экономическим механизмом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных направлений и отраслей промышленности [1].

Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении таких задач как: финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.

В свою очередь граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству. Отсюда возникает объективная необходимость проведения оценки эффективности их расходования.

Современный этап развития бюджетной системы Российской Федерации характеризуется переходом от модели бюджетного планирования «управление затратами» к модели «управление результатами», целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.

Важно

Данный метод позволяет не просто исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых результатов деятельности администраторов бюджетных средств, но и осуществлять мониторинг и контроль достижения намеченных конечных целей. Вместе с тем, метод программно-целевого бюджетирования служит гарантом обеспечения устойчивого развития территориальных систем.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ для достижения целей долгосрочной социально-экономической политики государства и обеспечения общественного контроля региональные бюджеты с 2014 г. предполагается представлять в соответствии с программно-целевым методом. Данный факт еще раз подтверждает значимость целевых программ.

В Вологодской области накоплен значительный опыт применения программно-целевых методов планирования и управления социально-экономическим развитием региона.

Долгосрочные целевые программы (ДЦП) призваны стать одним из важнейших механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области.

Доля расходов на целевые программы в бюджете региона за последние пять лет незначительно возросла (рис. 1).

  • Методика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективность
  • Рисунок 1 – Динамика фактического финансирования
  •  ДЦП Вологодской области в 2008-2012 гг.
  • Источник: расчеты автора

За 2008-2012 гг. увеличилось и количество одновременно реализуемых долгосрочных целевых программ, и по данным на 2012 год оно достигло 58 единиц.

Согласно проекту закона об областном бюджете на2013 г. и плановый период 2014-2015 гг., в2013 г. предусмотрено финансирование 25 ДЦП и 6 государственных программ (ГП) на общую сумму 15,9 млрд. руб., что составляет более 42% всех расходов бюджета. К 2015 году с принятием еще 9 ГП доля программных расходов в бюджете Вологодской области должна увеличиться до 90%.

Проблема оценки эффективности реализации целевых программ нередко обсуждается отдельными авторами, однако по сей день данная тематика остается недостаточно разработанной.

Совет

Применяемые в настоящее время методы оценки результативности и эффективности целевых программ являются формальными и не дают ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие региона.

Во многом это обусловлено тем, что в целевых программах отсутствует система четких и адекватных показателей для измерения результатов реализации программ, позволяющая осуществлять мониторинг степени достижения поставленных целей и запланированных результатов в ходе выполнения программных мероприятий и оценку эффективности их реализации.

Недостатки теоретико-методологической базы для формирования современного механизма повышения эффективности программно-целевого метода бюджетирования создают предпосылки для решения задач в области повышения его эффективности, что и определяет актуальность данной работы.

С задачей формирования комплексной системы оценки эффективности расходов бюджета сталкиваются органы управления территорий по всему миру.

Наиболее часто это связано с риском разбалансированности бюджетных систем, выражающимся в возникновении тенденции роста расходных обязательств органов управления при снижении доходных возможностей по их ресурсному обеспечению.

В подобных ситуациях использование комплексной оценки позволяет выявлять наименее эффективные направления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности [5].

В экономической литературе понятие «эффективность» рассматривается в качестве определения степени достижения некоторой цели, реализации потенциальной возможности, выполнения задачи. Данный термин также употребляется в значении полезность, оптимальность.

В общем смысле эффективность – это количественная характеристика некоторой системы (технической, экономической, социально-экономической, социальной, институциональной, экологической и др.), определяющая качество ее функционирования.

Обратите внимание

Применительно к социально-экономической системе эффективность означает получение, прежде всего, социального эффекта в результате затраченных ресурсов.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30882

Бюджетирование и контроль затрат на предприятии

Расчет эффективности 
проведения запланированных мероприятий 
будет проводиться исходя из полученных данных и условий приведенных 
выше. Предложенное мероприятие  повлечет за собой следующие затраты:

  • покупка офисной техники (необходимо дополнительно приобрести компьютер);
  • заработная плата новых работников. Заработную плату необходимо установить высокую, чтобы заинтересовать сотрудника;
  • приобретение аналитической системной поддержки;
  • прочие затраты.
  •             Расчет экономического эффекта 
    произведем по формуле (3.1):
  •                                                               
    ,                                            (3.1)
  • где ПП – плановый объем прибыли;
  •        Зпр 
    – затраты предприятия по совершенствованию процесса бюджетирования.

            Состав расходов на обучение отражен в таблице 3.1.

Таблица 3.3 – Состав расходов на совершенствование процесса бюджетирования ОАО «Орский машиностроительный завод»

Наименование затрат Сумма, руб.
Материальные затраты 95000
Заработная плата работников 25000
Начисления на заработную плату 7000
Прочие затраты  21455
Итого 148455

        Общая сумма затрат на совершенствование процесса бюджетирования составляет 148,5 тыс.руб.

Как правило, затраты на совершенствование системы бюджетирования окупаются в течение нескольких месяцев за счет увеличения получаемой компанией прибыли. Помимо увеличения прибыли, объемов продаж, сокращения затрат и других количественных показателей, совершенствование системы бюджетирования поднимает компанию на новый качественный уровень:

  • компания становится более управляемой;
  • повышается корпоративная культура компании;
  • компания становится мобильнее, увеличивается готовность к быстрому реагированию на изменения внешней среды;
  • повышается привлекательность компании для иностранных инвесторов.

В результате совершенствования системы бюджетирования на предприятии ожидается рост показателей, характеризующих финансово-экономическую 
деятельность.

Прогнозные 
показатели отражены в таблице 3.4

Таблица 3.4 – Прогнозные показатели деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» на 2011 г

Наименование  показателя 2010 г. 2011 г. Абсолютное  отклонение, +/- Темп роста, %
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 1449576 1667012 217436 114,9
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 937452 862456 -74996 92,0
Затраты на 1руб. реализованной продукции, руб. 0,65 0,52 -0,13 80,0
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 512124 804556 292432 157,1
Читайте также:  Как подключиться к яндекс такси нужна ли лицензия на перевозку

В прогнозном периоде 
ожидается значительный рост прибыли, что составит 57,1%. Ожидаемый рост выручки от внедрения рекомендаций предполагается в размере 217436 тыс.руб. Планируется достичь снижения себестоимости реализуемой продукции за счет более строго контроля за их уровнем. 

Прогнозное значение платежеспособности предприятия после совершенствования процесса бюджетирования отражено в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Прогнозные показатели платежеспособности ОАО «Орский машиностроительный завод» на 2011 г.

Наименование  показателя Норма 2010 год 20011 год
на начало года на конец  года на начало года на конец  года
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2¸0,7 0,03 0,01 0,01 0,05
Коэффициент промежуточной  ликвидности ≥0,7 0,32 0,28 0,28 0,38
Коэффициент текущей  ликвидности ≥2 1,35 0,82 0,82 1,64

  В результате роста уровня прибыли ожидается значительный рост доходности от всех видов деятельности. Прогнозируемый уровень доходности отражен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Прогнозные показатели рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» на 2011 г.

Наименование  показателя 2010 г. 2011 г. Абсолютное  отклонение, +/- Темп роста, %
Рентабельность  продаж 0,15 0,20 0,05 133,3
Рентабельность  текущих затрат 0,23 0,28 0,05 121,7
Финансовая  рентабельность 0,29 0,32 0,03 110,3
Экономическая рентабельность 0,19 0,22 0,03 115,7

Таким образом, экономический эффект от совершенствования процесса бюджетирования составит
В среднем затраты на совершенствование бюджетного процесса предприятия составят 50% от планового уровня прибыли.

            Применение предложенных мероприятий является экономически и технологически оправданным. В результате совершенствования процесса бюджетирования на предприятии ожидается ряд положительных факторов:

  • снижение стоимости привлекаемого капитала  Автоматизация бюджетирования обеспечивает «финансовую прозрачность» предприятия и, как следствие, позволяет снизить издержки на контроль со стороны инвесторов и кредиторов;
  • оптимизация деятельности компании. Внедрение аналитической системы создает возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных направлений деятельности предприятия. Соответственно руководство предприятия может выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития.
  • сокращение времени принятия управленческих решений;
  • снижение дебиторской задолженности. Нередко оборачиваемость капитала значительно снижается из-за несвоевременного погашения задолженности клиентами. Зачастую в этой несвоевременности виноваты только менеджеры и/или бухгалтеры компании, забывающие вовремя выставить счет или напомнить клиенту о подошедшем сроке платежа. Поэтому внедрение аналитической системы, в состав которой входит функционал «Платежный календарь», напоминающий не только о предстоящих расходах, но и о поступлениях, позволяет резко снизить количество таких случаев.
  • повышение финансовой управляемости предприятия. Распределение бюджета по центрам финансовой ответственности с последующим интегральным контролем их выполнения позволяет в удобной форме производить надежное делегирование финансовой ответственности. Прозрачность бюджетов облегчает управление финансами.
  • повышение финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости. Внедрение аналитической системы ведет к координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата, что, в конечном итоге, и приводит к повышению финансовой устойчивости;
  • оптимизация бюджета. Аналитическая система позволяет хранить неограниченное количество версий данных, описывающих один и тот же период деятельности предприятия. Сравнение различных версий бюджетов позволяет выбрать из нескольких вариантов развития ситуации наиболее подходящий для текущих целей предприятия;
  • сокращение производственных и товарных запасов.

Заключение

В процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения заданных финансовых показателей в результате:

  • образования, распределения и использования хозяйственных средств организации на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации;
  • формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов.

В общем виде бюджетирование в коммерческой организации 
имеет следующие основные цели:

  • прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
  • определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
  • анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Бюджетирование 
обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней (рыночной конъюнктуре) среде, снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками, обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.

Формирование 
бюджета на ОАО «Орский машиностроительный завод» основывается на методе гибкого 
развития предприятия. Бюджет предприятия 
представляет собой целостную научно-обоснованную систему данных. Формирование бюджета на предприятии ведется в сопоставимых условиях текущего периода и с учетом метода дисконтирования.

Разработанная система обеспечивает получение 
достоверной информации о результатах 
деятельности предприятия и позволяет:

  • контролировать финансовые потоки предприятия;
  • положительно управлять запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью и прочими оборотными активами предприятия;
  • оптимизировать процесс налогообложения;
  • постоянно контролировать работу подразделений предприятия и руководителей.

Главный бюджет ОАО «Орский машиностроительный завод» представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде.

Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Соответственно процесс бюджетирования может быть условно разбит на две 
основные части, каждая из которых является законченным этапом планирования: подготовку операционных бюджетов и подготовку финансовых бюджетов.

По результатам анализа 
деятельности предприятия возможно сделать следующие выводы:

За весь исследуемый 
период отмечается рост показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Ликвидность баланса исследуемого предприятия возможно считать неудовлетворительной.

Второе равенство не соответствует условию абсолютной ликвидности, следовательно, ликвидность за три анализируемых периода имеет отрицательное значение.   Предприятие не сможет свои краткосрочные обязательства погасить немедленно.

За счет дебиторской задолженности и денежных средств предприятие сможет погасить всего 28% кредиторской задолженности. За счет оборотных средств предприятие способно погасить всего 82% всех своих обязательств.

Важно

В целом на предприятии 
отмечается спад финансовой зависимости. За весь исследуемый период отмечается отсутствие собственных оборотных 
средств. По всем показателям рентабельности за исследуемый период отмечается значительное снижение, что является отрицательным фактором.

Для совершенствования системы 
бюджетирования на предприятии рекомендуется 
создать должность бухгалтера-менеджера. Применение предложенного мероприятия является экономически и технологически оправданным. В результате совершенствования процесса бюджетирования на предприятии ожидается ряд положительных факторов:

  • снижение стоимости привлекаемого капитала;
  • оптимизация деятельности компании;
  • сокращение времени принятия управленческих решений;
  • снижение дебиторской задолженности;
  • повышение финансовой управляемости предприятия;
  • оптимизация бюджета.

Список использованной литературы

Источник: http://student.zoomru.ru/budjet/bjudzhetirovanie-i-kontrol-zatrat-na/173363.1444877.s12.html

Значение оценки эффективности бюджетных расходов

Величина и структура расходов государственного бюджета, несомненно, оказывают воздействие на развитие экономики и социальной сферы, играют важную экономическую, социальную и политическую роль в непрерывном движении и возобновлении процесса общественного воспроизводства. Выступая в качестве ускорителя, являются источником финансового обеспечения ускоренного развития таких приоритетных направлений, как социальная сфера [1].

С помощью распределения бюджетных расходов происходит сосредоточение денежных ресурсов для решения важных общегосударственных задач, таких как финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства и иных социальных обязательств правительства.

В свою очередь граждане, уплачивающие налоги в бюджет и конечные потребители государственных услуг должны быть уверены в том, что денежные средства, передаваемые государству, использованы достаточно эффективно. В связи с этим возникает объективная необходимость проведения оценки эффективности их расходования.

Органы государственной власти несут ответственность за принятые на себя расходные обязательства, в связи с чем должны приводиться доказательства того, что истраченные бюджетные средства принесли определенный результат или же израсходованы с определенным эффектом.

При этом полученные эффекты должны быть в достаточной степени достоверны, а также должны подтверждаться определенными цифровыми значениями в соответствии с направлением, программой, статьей, проектом бюджетного финансирования общественных нужд.

На сегодняшний день в экономической науке достаточно детально разработаны критерии экономической эффективности, которые относятся, прежде всего, к коммерческой деятельности.

Коммерческий сектор функционирует в условиях действия рыночных цен.

Следовательно, представляется возможным рассчитать, насколько эффективна деятельность негосударственной организации в денежном выражении, и соизмерить полученный результат с произведёнными затратами.

Такой важный экономический показатель, как прибыль указывает не только на экономическую эффективность в виде превышения результатов над затратами, но и на конечную результативность.

Совет

Данный показатель свидетельствует о том, что деятельность коммерческой организации удовлетворяет запросы потребителей, которые готовы платить за продукт или услугу требуемую цену, отказываясь от потребления других, менее важных для них видов продукции или услуг [3].

Если же говорить о бюджетных организациях, то выразить эффективность бюджетных расходов одним числовым показателем, дающим объективную оценку, невозможно.

Контроль за эффективностью использования потраченных денежных средств традиционно осуществляется посредством проверки единичных операций и отдельных элементов расходов. Как правило, об эффективности расходов судят по объему освоенных ресурсов.

Вместе с тем количественному и качественному аспектам результатов расходов не уделяется должного внимания [2].

В настоящее время основной проблемой, реализуемой на данный момент бюджетной реформы, является повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы, так как это более важный фактор роста эффективности в современных условиях по сравнению с его доходной частью. Поэтому одной из центральной задач, вытекающих из Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», является повышение эффективности бюджетных расходов [8].

Особенно данный вопрос актуален в условиях действующего на сегодняшний день кризиса как российской, так и мировой экономики, и как следствие – возникновение нестабильной ситуации с доходной частью бюджета.

Следовательно, прежде чем оценивать деятельность по расходованию государственных средств нужно определить категории эффективности использования бюджетных средств, способы измерения эффективности, формулировки критериев эффективности, а также возможность применения полученных результатов такой оценки в последующих бюджетных периодах [4].

В практической деятельности органов государственного контроля эффективность устанавливается соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое состоит из определения экономичности, продуктивности, и результативности использования государственных средств. Эффективность государственных расходов даёт понимание, насколько минимальны затраты, с которыми были достигнуты конкретные результаты. Чем ниже затраты при данном объёме результата, тем выше эффективность [7].

Обратите внимание

Фиксирование эффективности различных направлений деятельности необходимо для установления соответствия отвечает ли достигнутого уровня эффективности принятому стандарту, а так же для сравнения с ранее достигнутыми результатами.

Как относительное понятие эффективность имеет особенность определяться количественно и качественно. Качественная составляющая эффективности бюджетных расходов обуславливается достижением определённых количественных характеристик, которые были заложены в бюджетном планировании.

Примером может служить создание определённых условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами согласно приоритетам государственной политики.

Степень достижения количественного результата и последующего сравнения полученного результата с совокупностью результатов аналогичных действий определяет количественную составляющую [2].

На протяжении долгого времени основным инструментом для расходования бюджетных средств отраслей социальной сферы являлся метод постатейного (сметного) финансирования.

Однако в существующей российской действительности он не способен оказать достаточного влияния на повышение эффективности бюджетных социальных расходов государства и тем самым реализовать все заложенные в него преимущества.

Читайте также:  Акционерное общество - что это, виды, суть и ответственность

Вследствие чего, существует необходимость по более корректному измерению эффективности социальных расходов.

Важно

Еще в 2004 году Правительство России определило бюджетирование, ориентированное на результат, приоритетным направлением современного этапа бюджетной реформы, которое изменит как содержание всех стадий бюджетного процесса, так и саму систему управления государственными денежными средствами [5].

Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой методологический подход к формированию и исполнению государственного бюджета и бюджетного контроля, при котором бюджетные ресурсы определяются в соответствии с целями и задачами государства с учётом реализуемой на данный период времени государственной политики. Достоинства данного метода состоят в том, что он нацелен на определение наиважнейших групп бюджетных расходов, обоснование расходов и их осуществление, а также на сопоставление ожидаемых результатов осуществления программ и объёмов требуемых для этого ресурсов [4].

  • Когда проводится оценка приоритетного направления как одного из основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат, важно отметить, что оценивается не только экономическая эффективность, но и тот фактор, как распределяются ресурсы, что связано с нерыночным характером услуг.
  • Отталкиваясь от определения, можно выделить показатели, используемые для оценки эффективности при бюджетировании, ориентированном на результат:
  • 1. Доступность социальных услуг;
  • 2. Нуждаемость в социальных услугах;
  • 3. Ориентация институциональных структур на индивидуальные потребности граждан;

4. Достаточность ресурсов для выполнения профессиональных функций.

Количественным критерием в данном случае может служить экономическая эффективность работы территориальных органов социальной защиты. Ко всему прочему, следует измерять так же и субъективные оценки качества эффективности произведённых бюджетных социальных расходов такие, как:

1. Показатель удовлетворённости пользователей предоставляемыми социальными услугами;

2. Уровень лояльности в отношении различных учреждений социального обслуживания и в отношении системы социальной поддержке и обслуживания в целом.

Такие данные о субъективных социальных оценках восприятия населения можно получить посредством проведения опросов общественного мнения [6].

Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, хоть и создало возможности для оценки эффективности бюджетных социальных расходов, однако из-за специфики оказания таких услуг существует проблема в оценке их качества.

Так как оценка качества представляет собой довольно сложный, часто субъективный процесс.

Отсюда возникает необходимость создания методики по разработке качественных показателей для оценки эффективности социальных расходов бюджета на основе показателей, включающих в числе прочих и субъективные составляющие [5].

Совет

В целях расширения границ общественного контроля за эффективностью расходов федерального бюджета на Едином портале начиная с 2014 года обеспечено формирование и ведение реестра соглашений (договоров) о предоставлении всех видов субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ [8].

Применяя единую систему показателей для оценки эффективности бюджетных расходов, станет возможным более точно определять степень достижения поставленных целей по повышению эффективности использования ресурсов при помощи числовых критериев. Использование общей методики упростит сравнение эффективности расходования государственных средств между отдельными бюджетными учреждениями, а также и между различными муниципальными образованиями и регионами.

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка эффективности бюджетных расходов имеет огромное значение при реализации расходования государством бюджетных средств.

При этом, при разработке способов измерения и формирования критериев эффективности, следует учитывать не только экономическую составляющую, которая связывает объемы бюджетной услуги с затратами на ее предоставление, но и различные другие компоненты эффективности.

Список литературы:

  1. Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А. Бюджет и бюджетная система : учебник / под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 777 с.
  2. Васильева Е. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика // Власть. 2011.№ 12. С. 33.

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xliii/55684

Критерии эффективности расходования бюджетных средств – Курс финансов Библиотека русских учебников

Главная Финансы Курс финансов Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Для обеспечения поступательного развития страны бюджетные средства должны расходоваться рационально. Эту проблему пытаются решить в течение многих столетий. Но и сейчас такие вопросы являются актуальными для промышленного ово развитых государств касается стран с переходной экономикой, то проблемы оптимального расходования бюджетных средств достаточно острыми. Ведь бюджетный процесс осуществляется в таких ситуациях в сложных условиях. Решение вопросов обеспечения эффективного использования бюджетных ресурсов требует определения основных принципов анализа их расходованиячання.

Под эффективностью понимают получения максимального эффекта от проведения определенных операций.

Но если в предпринимательской деятельности понятие эффективности отражается в таких показателях, как чистый прибыть ок, рентабельность, прибыль на акцию, то для анализа государственного бюджета используют другие подходы.

Прежде всего необходимо определить, соответствует ли расходования средств поставленным задачам. Вместе с тем, в рассчитывают соотношение между затратами и полученными результатами. Важным фактором является и сроки предоставления услуг и приобретение товаров, осуществляются за счет бюджетжету.

  • При проведении анализа эффективности расходования бюджетных средств используют такие показатели, как:
  • 1) соответствие расходования средств поставленным целям и задачам;
  • 2) уровень удовлетворения потребностей общества в процессе расходования средств бюджета;
  • 3) оптимизация (достижение рациональных объемов) расходования средств с целью решения поставленных задач;
  • 4) обеспечение очередности расходования средств по определенным направлениям;
  • 5) соответствие фактической стоимости товаров и услуг, приобретенных за бюджетные средства, справедливой стоимости;
  • б) соблюдение сроков оплаты продукции (товаров, услуг), приобретаемых за бюджетные средства

Достижение финансовой эффективности рассматривают в экономической теории как получение максимального эффекта в условиях расходования определенного объема средств. А эффект отражается в приведенных выше показателях. В таком случае для проведения анализа эффективности расходования средств бюджета нужно определить каждый из показателей, которые можно сгруппировать в такие разделыи:

  1. 1) степень удовлетворения потребностей общества, которого предусмотрено достичь в процессе расходования средств;
  2. 2) определение соотношения между достигнутыми результатами и объемами расходов;
  3. 3) учет фактора времени в процессе использования бюджетных средств

степень удовлетворения потребностей общества в связи с реализацией бюджетных программ определяют, сравнивая достигнутые результаты с запланированными целями. Если средства бюджета расходуются согласно утвержденным рдженого сметы, тогда есть согласованность между целью и результатами использования ресурсов.

Но в определенных случаях, учитывая динамику развития страны в условиях перехода к рыночной экономике, целесообразно. ВВИ йснюваты корректировки этого процесса. Использование средств с целью финансирования расходов, непосредственно не связанных со сметой, не всегда следует рассматривать как нецелевое их расходование. Ведь при этом мы м ожемо также достичь определенного эффекта.

Но такие коррективы целесообразно заблаговременно вносить в соответствующие сметерисів.

Обратите внимание

Поэтому с точки зрения удовлетворения потребностей общества неэффективное использование бюджетных средств сводится к таких расходов, которые являются необязательными и не отвечают сметы. Это лишь один из аспектов анализа в эффективности расходования бюджетных средствв.

Определение эффекта предполагает рассмотрение соотношения между достигнутыми результатами и затратами. Ведь предоставление тех или иных услуг населению возможно с большими или меньшими объемами расходов.

В случаях, когда товары или услуги оплачиваются по завышенным ценам, то ресурсы тратятся чрезмерно.

И даже при удовлетворения потребностей населения (по качеству и количеству товаров и услуг) в таких ситуациях потрачу ния бюджетных средств нельзя рассматривать как эффективноевне.

Учет фактора времени предполагает, что запланированные расходы должны осуществляться в установленные сроки. В случае, если предусмотренные сметой выплаты, предоставление услуг или приобретение товаров проводятся с время ушенням принятых сроков, расходования бюджетных ресурсов также считают неэффективным.

В таком случае удовлетворения нужд населения осуществляется с нарушениями, что снижает качество государственных программ. Так, вер в государственные служащие получают заработную плату с задержкой в ??несколько месяцев, это ухудшает их жизненный уровень. Получение предусмотренных выплат в будущие периоды не-всегда может полностью компенсировать п опередни расходы.

Критерии эффективности расходования средств государственного бюджета отражены на рис 7ис. 7.2.

Рис 72. Критерии эффективности расходования бюджетных средств

К неэффективного использования бюджетных средств также можно отнести приобретение товарно-материальных ценностей в объеме, превышающем потребности, покупку морально устаревших ценностей, оплату продовольственным их товаров с просроченными сроками использования и др.

Важно

нецелесообразным является оплата товаров и услуг в условиях долгосрочной дебиторской задолженности. Нельзя считать эффективными операции по оплате расходов в при наличии задолженности по защищенным статьям бюджета.

Неэффективными будут расходы, которые применяются с целью удержания средств, которые не используются или из которых получают отдачу лишь частичной вово.

Расчет объемов потерь от неэффективного расходования бюджетных средств предусматривает определение суммы нецелевого использования ресурсов. Это расходования средств, не предусмотренных сметой.

В случаях, когда эти ильове направление бюджетных ресурсов является взвешенным, но есть разница между ценами приобретения товаров (работ, услуг) и их справедливой стоимости можно сделать вывод о том, что средства использованы неефе руктивных отрицательным в системе оценивания считают и стоимость товаров, приобретенных за счет средств бюджета, не могут быть применены по своему назначению в установленные сроки. Объемы потерь от инфл яции, связанных с погашением дебиторской задолженности, также уменьшают эффективность расходования бюджетных средств. Требуют учета также сумма финансовых санкций, уплаченных на сумму кредиторской задолженности, стоимость капиталовложений, использование которых прекращено, расходы в суммах меньше минимальной потребности для выполнения предусмотренных программ, вследствие чего они не обеспечены необходимым и услугами и ита ін.

Указанные подходы к определению эффективности расходования бюджетных средств требуют конкретизации и внедрение в практику. Они используются в процессе проведения углубленного анализа. Полученные ре.

Результатом становятся основой для определения мер, направленных на сокращение неэффективных расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств в целом. Употребление таких мероприятий является одной из ва жливих задач государственных органов управления и контроля за расходованием и использованием бюджетных средств.

Повышение эффективности использования средств бюджета является важным фактором роста благосостояния и при покорения экономического развития странаїни.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/finansu/kurs_finansiv_-_kudryashov_vp/kriteriyi_efektivnosti_vitrachannya_byudzhetnih_koshtiv.htm

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета

Эффективность
расходов государственного бюджета
характеризует качество и эффективность
государственного управления и является
одним из ключевых условий обеспечения
социального благополучия, экономического
развития государства.

Читайте также:  Регистрация ооо по доверенности - пошаговая инструкция

Уровень
эффективности многих бюджетных расходов
в нашей стране остается низким. Необходимо
принять целенаправленные меры по
повышению эффективности государственных
расходов, чтобы сокращение расходов не
затормозило развитие экономики и не
отразилось на объеме и качестве получаемых
гражданами бюджетных услуг. [4]

  • Основными
    критериями эффективности бюджетных
    расходов являются:
  • 1)
    сведение к минимуму низкоэффективных
    расходов бюджета, в первую очередь тех,
    которые не в полной мере обеспечены
    бюджетными обязательствами, а значит,
    эффективность их отдачи будет
    незначительна;
  • 2)
    оптимизация бюджетной сети без сокращения
    социальных обязательств государств
    позволит снизить издержки на производство
    социальных услуг;
  • 3)
    уменьшение числа целевых программ и
    выплат в пользу перераспределения
    бюджетных ресурсов по направлениям
    наибольшей социальной и региональной
    значимости.

4)
строгое применение всеми бюджетными
учреждениями механизма конкурсного
отбора поставщиков товаров и услуг при
государственных закупках и заказах.

Непременным условием принятия бюджетных
обязательств получателями бюджетных
средств должно являться проведение
конкурсных торгов, размещение госзаказа
в соответствии с федеральным и региональным
законодательством, по итогам которых
будут определяться поставщики продуктов
и услуг. В основу процесса государственных
закупок должны быть положены принципы
прозрачности, целесообразности и
эффективности;

  1. 5)
    максимальный контроль и прозрачность
    процедур продажи государственной
    собственности и сдачи ее в аренду;
  2. 6)
    анализ представленных получателями
    бюджетных средств смет расходов на
    очередной финансовый год в целях
    выявления завышенных статей расходов
    и своевременное их перераспределение
    по иным получателям;
  3. 7)
    оперативный анализ исполнения бюджета
    в рамках месячных лимитов в целях
    определения недофинансированных
    отраслей и определения действительной
    потребности в бюджетных ресурсах. [11]

Кроме
того, необходимо разработать систему
показателей эффективности для каждого
направления бюджетных расходов –
образование, здравоохранение, сельское
хозяйство и т. д.

Это предполагает выбор
метода оценки эффективности расходования
бюджетных средств, предусмотрение
соответствующих критериев и нормативов.

В качестве примера можно рассмотреть
отрасль здравоохранения, где такими
показателями могут выступать:

  • – продолжительность
    жизни;
  • – количество
    излечившихся от общего числа больных;
  • – процент
    больных, чей прогноз из разряда
    неблагоприятных был изменен в положительную
    сторону;
  • – процент
    больных, умерших в результате врачебной
    ошибки либо позднего диагностирования
    заболевания;
  • – общий
    показатель смертности, в том числе и
    детской;
  • – число
    заболеваний, возникших в результате
    несвоевременной профилактической
    работы органов здравоохранения;
  • – число
    онкологических заболеваний в регионе.
  • Для
    отрасли образования показателями могут
    являться:
  • – число
    поступивших в вузы и сузы;
  • – успеваемость
    учащихся;
  • – степень
    востребованности специалистов. [11]

Необходимо
четко определить приоритеты и цели
использования бюджетных средств, проведя
подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения
необязательных в текущей ситуации
затрат. При принятии решений о
финансировании должен быть ясно определен
ожидаемый эффект и установлены индикаторы,
позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно
в максимальной степени реализовать
программно-целевой принцип планирования
и исполнения бюджета. Основную часть
бюджета должны составлять долгосрочные
государственные программы (прежде всего
программы развития инфраструктуры),
федеральные и ведомственные целевые
программы, приоритетные национальные
проекты.

Контроль
за целевым расходованием бюджетных
средств должен сопровождаться
содержательным анализом достигнутых
результатов. [3]

Совет

Программы
повышения эффективности государственных
расходов должны интегрироваться в
процесс долгосрочного бюджетного
планирования. Это позволит учитывать
при распределении бюджетных ресурсов
как приоритеты социально-экономического
развития, так и потенциал решения
важнейших задач с использованием
меньшего объема бюджетных средств и
поддержания тем самым бюджетной
сбалансированности.

Ключевую
роль в составлении и реализации программ
по повышению эффективности бюджетных
расходов будут играть непосредственно
ведомства, отвечающие за государственную
политику по тому или иному направлению.

Повышение
эффективности расходов становится
одной из важнейших задач, для решения
которой недостаточно поиска резервов
экономии, а требуются системные изменения
бюджетных институтов, создание
практических технологий принятия
эффективных бюджетных решений. [4]

Источник: https://StudFiles.net/preview/6195701/page:9/

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения местного бюджета.

Ключевые слова:бюджет, оценка эффективности, уровень жизни, методика, расходы бюджета, доходы.

Одним из важнейших принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности пользования бюджетных средств.

Особую актуальность он приобретает в настоящее время, когда на практике происходит расширение самостоятельности бюджетов муниципальных образований, повышение их роли в решении социально — экономических задач регионов, модернизации и реструктуризации экономики, обеспечении достаточного уровня жизни людей.

В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансирования; актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами.

Как показывает практика, лучших результатов добиваются те муниципальные образования, где администрации удается обеспечить единство финансовой, промышленной и социальной политики, выбрать оптимальные методы повышения эффективности управления собственностью и финансами, организовать взаимодействие с предпринимателями и другими активными слоями населения для повышения качества жизни населения.

Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему уникально. Различны возможные масштабы преобразований, имеющиеся ресурсы и ключевые сферы экономики.

При оценке степени эффективности управления муниципальными финансами и собственностью необходимо исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Поскольку основной целью деятельности органов управления муниципальными образованиями является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на данной территории, и обеспечение его основных, жизненных потребностей, нельзя прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т. д.).

В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько в результате реализации принятых управленческих решений возросло качество жизни населения, насколько динамично развивается муниципальное образование.

  • Как показывает практика, наиболее эффективны те управленческие решения муниципальных руководителей, при разработке и обосновании которых они осуществляются с трех точек зрения. Они должны отражать, прежде всего:
  • –        размеры получаемого дохода;
  • –        возможность получения общественной пользы (например — снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов, рост продолжительности жизни при улучшении финансирования системы здравоохранения);
  • –        рациональную экономию бюджетных средств.

Динамика изменения качества жизни населения является одним из индикаторов эффективности управления территорией. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие системы, сколько определять вектор воздействия на нее.

В основу оценки эффективности муниципальных финансов предлагается взять методику оценки, предполагающую использование матричного подхода к оценке эффективности социально-экономического развития территорий через рассмотрение интегральных показателей качества жизни как индикаторов целей развития муниципального и приведенных показателей бюджетных расходов как индикаторов средств, расходуемых для достижения этих показателей. Данная методика позволяет использовать графическое представление в двумерной системе координат, по оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, по оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие. При этом угол, образующийся между продолжением линии вектора и осью абсцисс, является аналитически значимым. Тангенс данного угла показывает баланс между динамикой вложенных средств на развитие того или иного направления экономической деятельности и динамикой отдачи от этих вложений, то есть социального развития данного направления. В таблице 1 приведены значения углов, их тангенсов и соответствующие им экономические оценки эффективности бюджетной политики.

Таблица 1

Эффективность бюджетной политики по тангенсу угла

Угол α, в градусах tg α Расходы бюджета Социальное развитие Экономическое содержание
[0;45); [180;225) [0;1) ↑; ↓* ↑; ↓ Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения однонаправлены
(45;90); (225;270) (1;∞) ↑; ↓ ↑; ↓ Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения однонаправлены
(90;135); (270;315) (-∞;-1) ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения разнонаправлены
(135;180]; (315;360] (-1;0] ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения разнонаправлены
45; 225 1 ↑; ↓ ↑; ↓ Изменения сбалансированы и однонаправлены
135; 315 -1 ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения сбалансированы, но разнонаправлены
0; 180; 360 0 ↑; ↓; ↑ const Расходы изменяются, социальное развитие остается без изменении
  1. *Примечание: ↑ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития возросли; ↓ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития снизились; const — постоянная величина.
  2. В соответствии с указанным подходом для оценки влияния расходов бюджета на социальное развитие целесообразно на первом этапе проанализировать показатели качества жизни населения по следующим направлениям:
  3. Уровень жизни
  4. Уровень развития физкультуры и спорта
  5. Качество образования
  6. Уровень развития культурной сферы
  7. Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства
  • Интегральный показатель качества жизни
  • На втором этапе необходимо проанализировать показатели расходов бюджетов муниципального образования. Для этого необходимо рассчитать абсолютные показатели расходов бюджета на душу населения за соответствующие периоды, а затем преобразовать их в относительные показатели:
  • 1)      Общегосударственные вопросы
  • 2)      Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • 3)      Национальная экономика
  • 4)      Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 5)      Образование
  • 6)      Культура, кинематография и средства массовой информации
  • 7)      Здравоохранение, физическая культура и спорт
  • 8)      Социальная политика
  • 9)      Всего расходов
  1. Помимо анализа влияния общей величины расходов бюджета на интегральный показатель качества жизни населения возможно проанализировать влияние отдельных направлений бюджетных расходов на социальное развитие этих направлений. Целесообразно проведение анализа по следующим направлениям:
  2. –        здравоохранение;
  3. –        физкультура и спорт;
  4. –        образование;
  5. –        культура;
  6. –        жилищно-коммунальное хозяйство.
  7. Осуществив вышеуказанные расчеты в целом по расходам и по отдельным направлениям расходов, будут получены результаты по следующим направлениям:
  8. –        Интегральный показатель качества жизни
  9. –        Расходы бюджета
  10. –        Уровень развития физкультуры и спорта
  11. –        Расходы бюджета на физическую культуру и спорт
  • –        Качество образования
  • –        Расходы бюджета на образование
  • –        Уровень развития культурной сферы
  • –        Расходы бюджета на культуру
  • –        Состояние сферы ЖКХ
  • –        Расходы бюджета на ЖКХ
  • Совокупность полученных результатов можно будет отображать графически в виде соотношения «Качество жизни / Расходы бюджета».
  • Аналогичные результаты можно получить на основе анализа тангенсов углов, образуемых продолжением полученных в графиках векторов развития с осью абсцисс.
  • tg α = ∆ Социальное развитие / ∆ Расходы бюджета                                               (1)
  • где tg α — тангенс угла, образуемого продолжением вектора развития с осью абсцисс;
  • ∆ Социальное развитие — разница между значениями интегрального показателя качества жизни за рассматриваемые периоды;
  1. ∆ Расходы бюджета — разница между значениями приведенного показателя расходов бюджета на душу населения за рассматриваемые периоды.
  2. Представляется, что такой подход к оценке эффективности бюджетной политики будет способствовать наилучшему отражению критерия эффективности как степени достижения социально-экономических целей муниципального образования при минимизации объема средств.
  3. Таким образом, предлагается проводить оценку эффективности финансов муниципального образования по вышеуказанной методике, в графическом представлении которой на оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, на оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие.
  4. Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/89/17735/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector