Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: выездная и камеральная налоговая проверка фнс.

Насколько исправно организация или частный предприниматель платит налоги? Чтобы узнать это, инспекции ФНС проводит налоговую проверку.

В ходе проверки налогов инспектора смотрят различные документы в бухгалтерии компании, проверяют правильность исчисления и оплаты сборов, пересчитывают налогооблагаемую базу и сверяют ее с той, что указана в декларации по налогу.

Всего существует четыре вида таких проверок: выездная, камеральная, встречная и повторная, из которых наиболее часто применяются первые две формы. В этой статье мы расскажем, как проводится налоговая проверка и какими правами обладают ее участники – налоговики и проверяемая организация.

Выездная налоговая проверка (фактическая)

Выездные проверки налогов – это то, чего больше всего боятся организации. Во время них проверяется фактическое состояние дел и отчетности за последние три года. Выездная проверка налогов может проходить два месяца, а в исключительных случаях – четыре, а по решению вышестоящего органа этот срок может быть увеличен до полугода (пункт 6 статьи 89 НК РФ).

По каждому налогу в течении налогового периода (года) может быть не более двух налоговых проверок. Различают комплексные и выборочные, контрольные, плановые и внеплановые, встречные и повторные выездные налоговые проверки.

Решение о проведении этого мероприятия принимается руководителем налогового органа или его заместителем, только они имеют право подписи на распоряжении о назначении выездной проверки.

Обратите внимание

В ходе проведения контроля проверяющим могут быть затребованы различные документы, однако бухгалтерия обязана представить только те из них, которые положено вести по закону. Различные выборки и обобщающие справки к ним не относятся.

На практике руководители, чтобы не обострять отношения с контролером, удовлетворяют их запросы и дают задание бухгалтерам составить ту или иную справку. Здесь разумно применять здоровый компромисс: не лезть на рожон, отказывая в малейшем содействии, но и не заискивать перед проверяющими, так как обычно это свидетельствует о желании скрыть налоговые правонарушения.

Излишне бояться проверяющих не следует: по сути выездная налоговая проверка – это то же, что и аудиторская, только со штрафами.

Составление акта по результатам выездной проверки налогов

Заканчивается фактическая выездная проверка составлением справки о том, что мероприятия завершены.

После этого в течении двух месяцев инспекция ФНС составляет акт о налоговой проверке, в котором сообщается о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии.

Копия акта вручается налогоплательщику, который в течении 15 рабочих дней имеет право представить свои возражения против данных ИФНС. По результатам и на основании акта принимается решение о привлечении организации или индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Камеральные налоговые проверки (документальные)

В отличии от выездных, камеральные налоговые проверки проходят не в офисах налогоплательщиков, а в кабинетах налоговой инспекции по месту регистрации предприятия.

Согласно статье 88 НК РФ для их проведения не требуется специального распоряжения руководителя ИФНС, поводом может стать любое представление отчетности по налогам.

На проведение камеральной проверки отводится три месяца, в ходе которых налоговики сверяют данные в документах, проверяют их исчисление на соответствие нормам законодательства, обращая особое внимание на то, как в документации учтены последние изменения в законах.

Налоговики не вправе требовать от проверяемой организации каких-либо дополнительных документов кроме тех, что положено предоставить по закону.

Однако в случае неясностей проверяющие могут попросить бухгалтера предприятия дать пояснения, как получена та или иная цифра в отчетности. Такие же объяснения могут потребоваться при выявлении ошибок в налоговой декларации или расчетах по налогу.

Бухгалтер обязан дать ответ в течении пяти рабочих дней и устранить ошибку, если таковая обнаружена в ходе документальной проверки.

Возможно ли проведение повторной камеральной проверки?

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но не запрещает проводить ее в течении отчетного периода сколько угодно раз.

Более того, предусматривается проведение повторной проверки налогов за тот же самый период при подаче уточненной налоговой декларации. Если при этом уже шли проверочные работы, их прекращают и начинают заново.

Кроме этого, при обработке заявления о возврате налога в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. Ее срок – три месяца со дня поступления заявления налогоплательщика.

Встречная налоговая проверка при сделках

Напрямую о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится, предусматривая всего два вида налогового контроля – камерального (документального) и выездного (фактического). Однако в статье 93.

1 установлены правила востребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. Ранее понятие встречной проверки было закреплено в части 1 статьи 87, сейчас это упоминание убрано.

Означает ли это, что сейчас налоговики не вправе провести встречную налоговую проверку?

Важно

Строго говоря, встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной.

Наряду с этим встречная налоговая проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет.

Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

Когда и зачем проводят встречную налоговую проверку?

Встречную налоговую проверку проводят, чтобы получить нужные документы от партнеров по сделкам проверяемого предприятия или предпринимателя. При этом проверяемой организацией считается не та, у которой истребовали документы, а та, в отношении которой проверяются сведения.

Такой вид контроля особенно часто встречается, если у налоговых органов возникают сомнения в правомерности совершения какой-нибудь сделки или если они подозревают неверное ее проведение в бухгалтерской документации.

По сути встречные проверки являются мощным механизмом выведения на чистую воду тех, кто любит занижать суммы доходов и завышать расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по прибыли. На требование о предоставление документов о сделке необходимо отреагировать в течении пяти рабочих дней.

Повторные выездные налоговые проверки

Как уже говорилось ранее, существует ограничение на проведение выездной проверки по одному и тому же налогу в течении года. Однако из этого правила существуют исключения.

Так, при подаче уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем ранее заявленная, может быть проведена повторная проверка с выездом к налогоплательщику. В постановлении ВАС РФ от 16.03.

2010 N 8163/09 со ссылкой на подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НКРФ содержится еще одно основание для вторичной фактической проверки – если в декларации по налогу на прибыль организации увеличена сумма убытков, что также ведет к уменьшению платежа в бюджет по сравнению с первоначальным.

В случае, если у вышестоящих налоговых органов есть основания полагать, что плановая выездная проверка прошла необъективно, они могут назначить повторную, внеочередную. Частенько такое решение сопровождается громкими скандалами, особенно если дело касается крупных налогоплательщиков.

Иногда повторные налоговые проверки проводятся совместно с другими федеральными органами.

Что касается внеплановых проверок, то другие ведомства (например, таможня или органы внутренних дел) при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговой инспекции, должны в десятидневный срок направить материалы дела налоговикам, чтобы те приняли решение о проведении налоговой проверки.

Что такое совместная налоговая проверка?

Пункт 4 статьи 30 НК РФ гласит, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и являются частью централизованной системы.

На этом основании они наделены правом привлекать к участию в проверке по налогам другие ведомства, в том числе и силовые. Такие налоговые проверки получили название совместных, они чаще всего бывают выездными.

Если есть обоснованные подозрения, что совершается налоговое преступление, или проверяемая организация отказывается выполнять требование налоговиков о предоставлении доступа к первичным документам, могут потребоваться силовые действия.

Совет

Это может быть принудительное вскрытие сейфов и выемка документации, носителей информации, блокировка расчетного счета компании и даже задержание ответственных лиц.

Налоговый кодекс России весьма поверхностно определяет порядок взаимодействия налоговых инспекций с федеральными органами власти и процедуру проведения совместных контрольных действий. Поэтому для этих целей федеральные службы издают свои нормативные акты, дополняя тем самым положения налогового законодательства.

Совместные действия никак не ограничивают самостоятельность участников проверки в рамках своей компетенции. Координацию действий осуществляет руководитель межведомственной проверяющей группы. Акт совместной налоговой проверки подписывается всеми участвовавшими должностными лицами, а также руководителем проверяемой компании или физическим лицом.

Каждая участвовавшая сторона получает по одному экземпляру акта.

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Источник: http://nalogitax.ru/nalogovye-proverki-provedenie-proverokcheck-vyezdnaya-kameralnaya-proverka.html

Лекция 12. Налоговые проверки / Налоговое право. Конспект лекций

  • 12.1. Налоговые проверки
  • 12.2. Выездная налоговая проверка
  • 12.3. Камеральная налоговая проверка
  • 12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
  • Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

    Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

    В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

    • Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.
    • Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:
    • – выездные,
    • – камеральные,
    • – встречные,
    • – дополнительные,
    • – повторные выездные налоговые проверки.
    • Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
    • Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
    • Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

    Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

    Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения.

    Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

    Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

    Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Читайте также:  Кредиторская задолженность - что это, списание, анализ, сроки и учет

    Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей.

    В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

    Обратите внимание

    При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

    При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

    При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренномст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

    Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

    Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

    В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

    Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

    Важно

    Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

    Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

    Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

    Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е.

    в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

    Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ).

    Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

    1. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
    2. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
    3. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
    4. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

    Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.

    • Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.
    • Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
    • Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    • Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
    • В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

    Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

    Передача производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

    В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

    https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

    Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

    Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

    1. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
    2. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
    3. – о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. – об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    5. – о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Источник: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/nalogovoe_pravo_konspekt_lekcii/p12.php

    В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки – налогобзор.инфо

    Основания для повторной проверки

    Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

    Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

    С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

    Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

    Ответ: да, может, но это бесперспективно.

    Совет

    С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

    Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

    Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

    С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

    Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

    Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

    , например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

    № Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

    В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Обратите внимание

    Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

    Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

    Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

    Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

    Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

    В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

    В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

    Важно

    Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

    Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

    Ответ: нет, не может.

    Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Читайте также:  Доставка товаров с алиэкспресс в беларусь с лимитом в 120 евро

    Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

    Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

    Порядок проведения и оформление результатов

    Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

    Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

    Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

    Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

    Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

    По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

    № 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

    Кроме того, инспекция может повторно запросить:

    • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
    • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

    Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

    Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

    Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

    Совет

    С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

    С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

    В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

    По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

    Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

    Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

    Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

    Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

    Обратите внимание

    Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

    Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

    Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

    Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

    Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

    Ответ: да, может.

    В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

    В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

     31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

    Ограничения по количеству проверок

    В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

    Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

    Проверки при ликвидации и реорганизации

    Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

    Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

    Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

    Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

    Ответ: нет, не может.

    Важно

    В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

    Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

    , например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

    Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

    Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

    Повторная выездная налоговая проверка

    Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки Ограничения по периоду проверки Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде Можно ли проводить повторную камеральную проверку Что делать, если результаты повторной проверки вас не устраивают?

    В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

    В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

    • Читайте по теме: «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков».
    • Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.
    • По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

    Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

    Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

    1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

    Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

    Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

    Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

    Полезно прочитать: «Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации».

    1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

    Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

    Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

    Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

    Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

    Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

    Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

    Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

    Комплексное бухгалтерское обслуживание в 1С-WiseAdvice – это не механическое ведение бухгалтерского и налогового учета, а действительно Полезная бухгалтерия. В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

    Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

    В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

    Совет

    Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

    Читайте также:  Справка о средней заработной плате: как оформить образец и бланк

    При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

    Ограничения по периоду проверки

    Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

    Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

    Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

    Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

    В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

    1. Совет от 1С-WiseAdvice
    2. Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.
    3. Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

    Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

    При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

    А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

    Читайте по теме: «Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается».

    Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

    Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

    1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
    2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

    Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

    9.2. Камеральная и выездная налоговая проверка

    • Субъекты налоговых
      проверок
      — министерства, ведомства,
      государственные учреждения и организации;
      коммерческие предприятия и организации;
      совместные предприятия; негосударственные
      и некоммерческие учреждения и организации;
      граждане Российской Федерации, иностранные
      граждане и лица без гражданства.
    • Объекты налоговых
      проверок
      — регистры бухгалтерского
      и налогового учета, планы, сметы, договоры,
      приказы, деловая переписка и другие
      документы, связанные с исчислением и
      уплатой налоговых платежей в бюджет и
      внебюджетные фонды.
    • Согласно действующему
      законодательству налоговый контроль
      проводится должностными лицами налоговых
      органов в форме:
    • налоговых проверок;
    • получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 82 Кодекса).

    Правила истребования
    документов
    при проведении налоговой
    проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

    Налоговым органом могут быть запрошены
    у проверяемого лица необходимые для
    проверки документы посредством вручения
    соответствующего требования. Эти
    документы передаются в виде копий,
    заверенных подписью руководителя и
    печатью организации.

    Документы
    представляются в течение 10 дней со дня
    вручения требования. Отказ от их
    представления признается налоговым
    правонарушением.

    Инспектор налогового
    органа, проводящий проверку, вправе
    истребовать у контрагента или у иных
    лиц, документы и информацию относительно
    деятельности проверяемого налогоплательщика,
    плательщика сбора, налогового агента.

    Обратите внимание

    Истребование документов (информации)
    может проводиться также при рассмотрении
    материалов налоговой проверки на
    основании решения руководителя налогового
    органа при назначении дополнительных
    мероприятий налогового контроля.

    Виды налоговых
    проверок
    представлены на рисунке
    9.2. В первую очередь в зависимости от
    формы проведения различают камеральные
    и выездные налоговые проверки. Проверки
    могут носить плановый или внеплановый
    характер, предусматривать встречный
    контроль или проводиться без такового.

    Камеральная
    налоговая проверка
    — форма налоговой
    проверки, не предусматривающая выхода
    сотрудников налоговых инспекций
    непосредственно на объекты.

    Проверка
    осуществляется в налоговом органе на
    основе налоговых деклараций и документов,
    представленных налогоплательщиком, а
    также других документов, имеющихся у
    налоговой службы.

    Она проводится
    уполномоченными должностными лицами
    в соответствии с их служебными
    обязанностями без какого-либо специального
    решения руководителя налогового органа.

    По срочности По формепроведения По способуконтроля
    1. По методу
    2. установления
    3. достоверности
    Плановые Камеральные Сплошные Формальные
    Внеплановые Выездные Выборочные Встречные

    Рис.9.2. Виды налоговых
    проверок

    Срок проведения
    камеральной налоговой проверки ограничен
    тремя месяцами со дня представления
    налоговой декларации и документов,
    служащих основанием для исчисления и
    уплаты налога. При проведении контроля
    налоговый орган вправе истребовать у
    налогоплательщика дополнительные
    сведения, получить документы, подтверждающие
    правильность исчисления и своевременность
    уплаты налогов.

    С 1 января 2007 г.
    круг документов, которые может потребовать
    налоговая служба у организации в рамках
    проверки ее отчетности, ограничен.
    Дополнительные сведения и документы
    должны быть представлены лишь в
    установленных Кодексом случаях. В
    частности, это документы, подтверждающие
    право налогоплательщика на налоговые
    льготы, а также обосновывающие
    правомерность налоговых вычетов по
    НДС.

    В ходе камеральной
    проверки о выявленных ошибках в заполнении
    документов или противоречивых сведениях,
    содержащихся в представленных документах,
    сообщают налог

    плательщику с
    требованием представить необходимые
    пояснения или внести соответствующие
    исправления в установленный срок.

    Если
    проверкой выявлены суммы доплат по
    налогам, то налоговый орган направляет
    требование об уплате соответствующей
    суммы налога и пени.

    По результатам
    камеральной проверки и анализа
    бухгалтерской отчетности в налоговом
    органе составляется акт, согласно
    которому может быть выявлена необходимость
    проведения последующей документальной
    проверки.

    Выездная налоговая
    проверка
    — форма налоговой проверки,
    осуществляемой уполномоченными
    должностными лицами налоговых органов
    непосредственно на предприятиях и в
    организациях. Основанием для ее проведения
    является решение руководителя (заместителя
    руководителя) налогового органа. Предмет
    проверки – правильность исчисления и
    своевременность уплаты налогов.

    С 1 января 2007 г.
    изменяется порядок проведения проверок
    на территории налогоплательщика. Ниже
    в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред.
    закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные
    законодательные установления о выездной
    проверке

    Важно

    Общие положения.
    Выездная налоговая проверка в отношении
    одного налогоплательщика может
    проводиться по одному или нескольким
    налогам. Нельзя проводить две и более
    проверок по одним и тем же налогам за
    один и тот же период. Как правило,
    запрещается в отношении одного
    налогоплательщика проводить более двух
    проверок в течение календарного года.

    Выездная налоговая
    проверка охватывает период, не превышающий
    трех календарных лет, предшествующих
    году, в котором вынесено решение о ее
    проведении.

    Сроки проведения.
    Установлена продолжительность проверки
    — не более двух месяцев. По определенным
    основаниям этот срок может быть продлен
    до четырех месяцев, а в исключительных
    случаях – до шести месяцев.

    Срок выездной
    налоговой проверки исчисляется со дня
    вынесения решения о назначении проверки
    и до дня составления справки о проведенной
    проверке. По некоторым основаниям
    (истребование документов, проведение
    экспертиз, перевод на русский язык
    документов) возможно приостановление
    проверки, но не более шести месяцев.

    Проверка
    структурных подразделений
    . В рамках
    выездной налоговой проверки допускается
    обследование деятельности филиалов и
    представительств налогоплательщика.

    Также налоговый орган вправе проводить
    самостоятельную выездную проверку этих
    подразделений по правильности исчисления
    и своевременности уплаты региональных
    и местных налогов.

    В этом случае срок
    проверки – не более одного месяца.

    Повторная
    проверка
    . Законодательством допускается
    повторная налоговая проверка, проводимая
    независимо от времени проведения
    предыдущей проверки по тем же налогам
    и за тот же период. Она может проводиться:

    1) вышестоящим
    налоговым органом – в порядке контроля
    деятельности ранее проверяющего органа;

    2) тем же налоговым
    органом на основании решения его
    руководителя – в случае представления
    налогоплательщиком уточненной налоговой
    декларации, в которой указана сумма
    налога в размере, меньшем ранее
    заявленного.

    Справка о проведенной
    проверке. В последний день проведения
    выездной налоговой проверки проверяющий
    обязан составить справку, и вручить ее
    налогоплательщику. В случае уклонения
    от получения справки она направляется
    налогоплательщику заказным письмом по
    почте.

    Методика выездной
    налоговой проверки.
    Заранее, до начала
    проверки, вырабатывается конкретная
    концепции (цель) предстоящей проверки.

    Совет

    С учетом ряда
    факторов (вид предприятия, характер его
    деятельности, данные материалов
    предыдущей проверки, наличие сигналов
    о нарушении налогового законодательства
    и др.), а также на основе выработанной
    концепции создается и утверждается
    программа проведения документальной
    проверки.

    Обычно при
    документальной проверке проверяют
    правильность:

    а) отражения в
    учете различного вида доходов и расходов;

    б) исчисления
    налоговых платежей (НДС, акцизы, налог
    на имущество организаций и т. д.);

    в) пользования
    льготами по всем проверяемым налогам;

    г) определения
    налогооблагаемой прибыли и составления
    расчета по налогу на прибыль. Кроме
    того, выявляется верность исчисления
    и полнота перечисления в бюджеты
    различных уровней доходов от приватизации,
    дивидендов по принадлежащим государству
    акциям, арендной платы от сдачи в аренду
    государственной собственности.

    В ходе проверки
    уполномоченные должностные лица
    налоговых органов могут проводить не
    только инвентаризацию имущества, осмотр
    (обследование) помещений и территорий,
    но и проводить изъятие документов у
    налогоплательщика, экспертизу. Для
    изъятия документов необходимо наличие
    у проверяющих лиц достаточных на то
    оснований.

    Экспертиза
    проводится в случае, если для решения
    вопросов требуются специальные познания
    в науке, технике, искусстве. Она назначается
    постановлением должностного лица
    налогового органа. Эксперт дает заключение
    от своего имени в письменной форме.

    Привлечение
    свидетелей, которым могут быть известны
    те или иные обстоятельства, важные для
    осуществления налогового контроля,
    также возможно. Кроме того, в ходе
    проверки могут быть использованы
    специалисты, переводчики, понятые для
    совершения ими процессуальных действий
    (осмотр помещений, выемка документов и
    т. д.).

    • Достоверность
      фактов хозяйственной жизни предприятия
      устанавливается двояко:
    • 1) путем формальной
      и арифметической проверки, когда
      проверяющие не только удостоверяются
      в правильности заполнения всех реквизитов
      документов, но и определяют правильность
      подсчетов в них;
    • 2) путем сверки
      учетных данных предприятия с
      соответствующими учетными данными
      предприятия-контрагента.

    Так, относительно
    второй из этих возможностей установления
    достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса
    сказано: «Должностное лицо налогового
    органа, проводящее налоговую проверку,
    вправе истребовать у контрагента или
    у иных лиц, располагающих документами
    (информацией), касающимися деятельности
    проверяемого налогоплательщика
    (плательщика сбора, налогового агента),
    эти документы (информацию)».

    Источник: https://StudFiles.net/preview/4287610/page:30/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector